К 800-летию со дня рождения Александра Ярославича, князя Новгородского и Псковского, великого князя Владимирского, героя Невского и Ледового сражений, талантливого полководца и дипломата.
Александр Невский - князь Новгородский и великий князь Владимирский с 1252 года. Возглавлял русские войска в Невской битве 1240 года, за что его назвали Невским, а также в разгроме немцев на Чудском озере - Ледовое побоище 5 апреля 1242 года.
Александр Невский родился 30 мая в 1221 году, умер - в 1263году. Победу над рыцарями Тевтонского ордена он одержал в 22 года. Успешно победить врага в столь молодом возрасте не каждому полководцу по силам. Святой благоверный Великий князь Александр – символ ратного подвига и духовного возрождения России.О витязь, делами твоими
Гордится великий народ.
Твое громоносное имя
Столетия все перейдет!
(Алексей Константинович Толстой)
Святой благоверный князь Александр Невский - одна из самых знаменитых, почитаемых и значимых личностей в Отечественной истории.
Деятельность Александра Невского служит утверждению национального самосознания, культурной идентичности и самобытности России, живущая в веках память о нем позволяет поддерживать преемственные связи российской истории и культуры.
Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории. В XIII веке то далекое время для Древнерусского государства оказалась исключительно трудным, без преувеличения трагическим и судьбоносным. Не успев оправиться, прийти в себя от нашествия монголов, Русь столкнулась с другим, не менее опасным по своим последствиям историческим вызовом - натиском западных держав.
Сдерживать этот натиск довелось князю Александру Невскому. Молодой новгородский князь оказался между двух зол: с востока опасность исходила от монгольского хана, с запада – от рыцарских орденов, за которыми стояла фигура папы римского.
Западными историками умалчивается факт объявление римской церковью экономической блокады Руси: католические пасторы запрещали торговать с русскими городами, называли русских «врагами веры», а в 1256 году Запад пошел военным походом на Русь и Орду, русские и татары вместе отбивались от шведских, литовских, немецких рыцарей.
Опасность агрессии Запада состояла не только в покорении территории Новгородской республики, но и в духовном подчинении русского населения. Завоевание русской земли шведами или немцами предполагало перемену православной веры на веру католическую.
Главной целью римских понтификов стало мировое господство. Под предлогом защиты христианских ценностей от «неверных» сначала были организованы общеевропейские Крестовые походы в Палестину, на Ближний Восток, а позднее и в Восточную Европу. Существенной составной частью этой программы было стремление папства ликвидировать самостоятельность восточной, греко-православной церкви.
Александру Невскому предстояло сделать свой выбор, который при любом его решении был бы для Руси историческим. И он сделал этот выбор. Он отказался от помощи папы римского и принял помощь Орды против католических западных сил.
Исследователь жизни князя Александра Невского Н. А. Клепинин в своих оценках побед Александра Невского отметил их сущностные смыслы: «На Чудском озере и на Неве Св. Александр отстоял самобытность Руси от Запада в самое тяжелое время татарского полона. Обе эти сечи были битвами, которые не принесли ни мира, ни полного освобождения, но которые обозначают собою глубокий перелом, направляют историческую жизнь народа в иное русло»
Отражение натиска шведов и немцев и встреча с могущественным монгольским ханом Батыем стала рубежным моментом, как в жизни и правления новгородского князя Александра Невского, так и для всей Руси.
Но даже после этих событий римская церковь не оставляла в покое князя Александра. Потерпев поражение в военных походах, глава римской церкви решил испробовать силу убеждений и своеобразные дипломатические приемы. Он присылал своих легатов к Александру, писал ему письма, в которых не только обещал вечное блаженство после присоединения к латинской церкви, но даже помощь в борьбе с татарами.
Историк В.Т. Пашуто подробно описал, как терпеливо слушал русский князь римских посланцев, посоветовался с приближенными боярами, и дал папе письменный, а кардиналам устный ответ: «Сии вся добре съведаем, а от вас учения не приемлем». За этими простыми словами – от вас учения не приемлем – судьбоносный выбор: политический и религиозный.
Но этот выбор князя Александра не поняли и не поддержали его братья. Великий владимирский князь Андрей и тверской князь Ярослав вместе с галицко-волынским Даниилом Романовичем образовали анти-ордынский союз.
За их недальновидность дорого заплатила Русь. Рать Неврюя во Владимирском княжестве, а рать Куремсы в Галицко-волынском разорили эти земли, погубили много людей, а еще больше увели в полон.
Галицко-волынского князя Даниила Романович, как и Александра Невского, соблазняли папские легаты, обещая, как водится, не только вечное блаженство, но и защиту от Орды. Условия тоже были одинаковыми: церковная уния с католиками.
Князь Даниил согласился на унию, получил титул короля и в сентябре 1247 года Галицко-волынское княжество официально перешло в подчинение Римской церкви. На этом и закончилось исполнение папой римским своих обещаний, никакой реальной военной помощи в противостоянии с Ордой князь-король Даниил не получил, ему все равно пришлось подчиниться монгольскому хану.
Глубокую по смыслу оценку деятельности князя Александра Невского дал ученый Г.В. Вернадский в своей работе «Два подвига Александра Невского»: Князь Даниил, как пишет Г.В. Вернадский, «выиграл несколько отдельных сражений, но проиграл самое главное – Православную Россию. Результатом его политики были долгие века латинского рабства юго-западной Руси. Не прошло и ста лет после смерти Даниила, как вся его отчина - Галицко-Волынская земля - была расхватана соседями: уграми, поляками, литовцами»
Лев Гумилёв видел в Александре Невском архитектора русско-ордынского альянса. Он утверждает, что в 1251 году «Александр приехал в орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал сыном хана и в 1252 году привёл на Русь татарский корпус с опытным нойоном Неврюем». С точки зрения Гумилёва и его последователей, дружеские отношения Александра с Батыем, чьим уважением он пользовался, его сыном Сартаком и преемником — ханом Берке позволили наладить с Ордой возможно более мирные отношения, что способствовало синтезу восточнославянской и монголо-татарской культур.
Гумилев считал Александра Невского родоначальником объединения евразийского мира. Заложенные князем традиции союза с народами Азии, основанные на национальной и религиозной терпимости, вплоть до 19 века привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях. И наконец, именно потомками Александра Ярославича Невского строилась на развалинах древней Киевской Руси - новая Русь. Сначала она называлась Московской, а с конца 15 века стала называться Россией.
Образ Александра Невского в искусстве
Многие прославленные творцы восхваляли Александра Невского в искусстве. С древних времен имя Александра Невского появляется в различных произведениях: в древнерусских летописях, иконах, художественной литературе, кинематографе, скульптуре, изобразительном искусств. Одна часть художников создавала его портреты и изображала во время сражений, другая предпочла воплотить образ святого, которому сегодня преклоняются многие верующие.
«Взоръ его паче инѣх человекъ, и глас его – акы труба в народѣ, лице же его – акы лице Иосифа, иже бѣ поставилъ его египетьскый царь втораго царя въ Египтѣ, сила же бѣ его – часть от силы Самсоня, и далъ бѣ ему Богъ премудрость Соломоню, храборъство же его – акы царя римскаго Еуспесиана, иже бѣ плѣнилъ всю землю Иудейскую. Инѣгде исполчися къ граду Асафату приступити, и исшедше гражане, побѣдиша плъкъ его. И остася единъ, и възврати к граду силу ихъ, къ вратом граднымъ, и посмѣяся дружинѣ своей, и укори я, рекъ: “Остависте мя единого”. Тако же и князь Александръ – побѣжая, а не побѣдимъ» - такой портрет святого князя оставил нам автор жития.
Личность Александра Невского обладает уникальным статусом в исторической памяти русского народа. Начиная с XIII века его образ воина – защитника тесно переплетается с почитанием как святого Русской православной церкви.
Стараниями Александра Невского проповедь христианства распространилась в северные земли поморов, ему удалось также способствовать созданию православной епархии в Золотой Орде.
В 1361 году он был прославлен в лике святых на местном уровне и официально канонизирован на церковном соборе 1547 года. Почитается как защитник отечества и молитвенник за землю русскую.
Образ Александра Невского в искусстве выражался и в возведении храмов в разных городах России. Можно долго перечислять храмы, церкви и часовни, построенные под именем Александра Невского, но стоит назвать города, где каждый может увидеть святое место: Ярославль, Великий и Нижний Новгород, Владимир, Переславль Залесский, Псков и многие другие.
Александр Невский — Святой Благоверный Великий князь
Во второй половине XVII в. был создан уникальный памятник древнерусской литературы «Лицевой летописный свод», который содержал иллюстрированное Житие Александра Невского.
В нём художник стремился дословно описать событие, показывая его во временной протяженности, подобно тому, как это делали в иконах.
В «Лицевом летописном своде» Александр Невский представлен в образе святого князя, в образе верующего без атрибутов княжеской власти, обращающегося с молитвой к Богу, а также в образе святого воина-защитника своих земель. Александр изображён как в парадных княжеских одеждах, пришедших из Византии - в длинной тунике с богатым оплечьем, так и в мантии поверх кольчуги или панциря.
К 1672 г. относится «Большая книга, или Корень российских государей», более известная под названием «Царский титулярник», в котором находились портреты русских государей. В дальнейшем изображение Александра Невского из этого титулярника стало своего рода образцом для многих иконописцев, гравёров, мастеров портретной и исторической живописи.
Одним из выдающихся произведений древнерусской живописи является образ святого Александра Невского в Соборе Василия Блаженного.
На нем князь представлен в полный рост в образе схимника, воздевшего руку в благословляющем жесте.
Иван Грозный внес личный вклад в придание Александру Ярославичу статуса святого защитника русских земель. В 1551 году перед походом на Казань он провел неделю во Владимире, в молитвах в Рождественском монастыре, где произошло очередное чудо от святых мощей - Иван Грозный объявил о том, что он исцелил от раки князя больную руку.
Михаил Ломоносов увековечил Александра в мозаике и на гробнице Александра Невского были выбиты его слова:
«Великому князю Александру Невскому,
Россов усердному защитнику…,
Укротившему варварство на востоке,
Низложившему зависть на западе»
Александр Невский в эпоху императора Петра Первого
До эпохи Петра лик Святого благоверного князя писали лишь на иконах, а в XVIII веке наряду с иконописными изображениями появляется светская трактовка образа знаменитого полководца, как защитника земли русской. Это было связано с петровскими преобразованиями в стране.
Два события Петровской эпохи – основание новой столицы (1703) и борьба со шведами (Северная война, 1700–1721) – предопределили интерес первого российского императора к крупнейшей личности русского Средневековья Александру Невскому. При возведении Санкт-Петербурга формировался миф о святых – покровителях города. Главный небесный патрон царя были апостол Петр, в честь которого и назвали новую столицу, а также святой благоверный великий князь Александр Ярославич.
Петру I было важно, что именно Александр Невский здесь, у устья Ижоры, то есть фактически в черте новой столицы России еще в XIII столетии побивал шведов. Поэтому не удивительно, что в условиях недавно отгремевшей Северной войны прославление великого полководца, за пять веков до Петра, в 1240 году, добившегося победы над шведами, стало особенно актуально.
В день заключения Ништадтского мира со шведами, знаменовавшего завершение Северной войны – произошло торжественное перенесение мощей Александра Невского из Владимира, где он был погребен в 1263-м, в Санкт-Петербург.
К началу прошлого века «мощи Александра Невского» были одной из главных святынь империи. Они находилась в Петербурге в специально созданном по личной инициативе Петра I монастыре - Александро-Невской лавре.
Мощи хранились в главном соборе лавры в, специально для них сделанной на Алтае из серебра демидовских заводов, раке. Эта рака - возможно, крупнейшее изделие из серебра в мире весом почти полторы тонны, сейчас экспонируется в отдельном зале Эрмитажа.
21 сентября 1724 года Российский флот в полном составе пошел вверх по Неве навстречу галере с мощами святого. Император перебрался на галеру, сам встал у руля, а бывшие с ним сановники сели за весла. При пушечном салюте и колокольном звоне реликвия была встречена на брегах Невы и перенесена в Троицкий собор первого монастыря Петербурга, который мы сегодня называем Александро-Невской лаврой и, по-преданию, была построена на месте победы князя над шведами.
Несколькими месяцами ранее, в июне 1724 года, Святейший синод вынес постановление: Александра Невского «в монашеской персоне никому отнюдь не писать», а изображать следует «во одеждах великокняжеских». И именно таким, «в рыцарских доспехах и царской мантии, отороченной горностаевым мехом», святой изображен московским иконописцем Андреем Меркурьевым-Поспеловым «со товарищи» на иконостасе Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.
Одна из самых масштабных работ XVIII века, посвященных герою Невской битвы и Ледового побоища является полотно Григория Угрюмова «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами».
В глазах современников Г.И. Угрюмов был «отцом исторической живописи», едва ли не создателем этого жанра. «Живописец, наполненный любви Отечества, он достоин предавать бессмертию славу российских героев», – писал о нем почетный член Академии художеств М.Н. Муравьев. Картину заказывает в 1793 году императрица Екатерина II для только что перестроенного Троицкого собора Александро-Невской лавры, сейчас она находится в Государственном Русском музее. Фактически закладывается новая традиция – использования опыта исторических живописцев для оформления храмов.
В центре – триумфатор на белом коне. Поговаривали, что внешне Александр Невский на картине Угрюмова похож на цесаревича Александра Павловича – любимого внука Екатерины Великой, будущего императора Александра I.
Александр Невский стал важнейшим героем росписи храма Христа Спасителя, задуманного как памятник русскому народу – победителю в Отечественной войне 1812 года.
Храм Христа Спасителя
Согласно проекту архитектора, главный алтарь храма был посвящен Рождеству Христову, престолы двух боковых приделов – Николаю Чудотворцу и Александру Невскому.
Придел святого благоверного князя соотносился с именами сразу трех российских императоров, имеющих прямое отношение к судьбе храма: Александру I принадлежал замысел его создания, при Александре II завершилось строительство собора, а в царствование Александра III он был освящен.
Сцены из Жития Александра Невского на северной стене придела его имени поручено было написать Генриху Семирадскому (1843–1902). В Государственном Русском музее хранятся эскизы, дающие хорошее представление об этих утраченных работах. На одном из них, «Александр Невский принимает папских легатов», изображен ключевой эпизод Жития святого, связанный с отказом от предложения представителей Рима обратиться в католическую веру. «От вас учения не примем», – заявил благоверный князь.
Кроме того, росписи храма Христа Спасителя включали в себя «Погребение святого благоверного великого князя Александра Невского».
В Житии описано посмертное чудо: когда тело князя было положено в гробницу, хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную, но Александр сам поднял руку и принял грамоту, что произвело колоссальное впечатление на всех присутствовавших при этом. «Эффект мертвой руки», раздвинувшей черную схиму, для того чтобы взять отпускной лист, передан очень выразительно.
Заметным явлением в русском искусстве середины XIX века стало строительство в 1838–1849 годах Большого Кремлевского дворца в Москве по проекту архитектора Константина Тона. Большой Кремлевский дворец был возведен по указу Николая I .
Пять больших парадных залов посвящались пяти главным российским орденам, в честь которых они и получили названия: Владимирский, Георгиевский, Андреевский, Екатерининский и Александровский.
В наши дни в Александровском зале периодически проводят заседания Госсовета РФ.
Для оформления Александровского зала профессору исторической живописи Академии художеств Федору Моллеру (1812–1874) был заказан цикл из шести картин, рассказывающих о деяниях Александра Невского. Выбор сюжетов был обусловлен стремлением показать важнейшие события из жизни князя. Арочное решение цикла соответствовало архитектуре Александровского зала.
На картине Федора Антоновича Моллера «Поединок Александра Невского и Биргера» запечатлен кульминационный момент Невской битвы в 1240 году, о которой в Повести о житии Александра Невского сказано: «И была сеча великая с римлянами и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего» Могучим ударом копья русский богатырь сумел поразить крестоносца.
О том, что в Невской битве участвовал именно Биргер, есть указания в русских источниках, а исследование останков Биргера в 2002 году показало, что на его правой глазнице обнаружены явственные следы прижизненных повреждений, напоминающих следы от удара оружием.
Потеряв надежду взять Россию силою, папы не оставили попыток обольстить ее хитростью и ложью. В 1251 году Инокентий IV прислал к святому Александру двух кардиналов - Гильда и Гемонта. Папа убеждал Невского , представлял выгоды, которые получит князь от союза с Западом и подчинения Ватикану, предлагал в помощь против татар тех самых рыцарей, от которых святой Александр лишь недавно очищал русские земли. Посольство было безоговорочно отвергнуто.
Великий русский князь Александр Невский изображен на полотнах многих известных художников: Н. Рериха, В. Серова, М. Нестерова, В.Верещагина, В.Васнецова и многих других.
В конце XIX века Виктор Васнецов (1848–1926) создает свой образ благоверного князя для иконостаса Владимирского собора в Киеве. Его трактовка отличается от канонических. Дело не только в том, что изображение святого дано почти в профиль.
По статичной мощи фигуры, суровому выражению лица васнецовский «Святой князь Александр Невский» вполне мог бы стать в ряд с русскими богатырями, многократно воплощенными в работах художника.
Собор Воскресения Христова в Санкт Петербурге, названный в народе «Спас на Крови»
В Храме Воскресения Христова в Санкт Петербурге есть мозаичная икона северного киота «Св. Александр Невский» выполненная по эскизам М.В.Нестерова. Александр Невский изображен молящимся у иконы в домовой церкви. Образ князя преисполнен уверенности и могущества.
Особое внимание к образу Александра Невского было приковано в годы Великой Отечественной войны.
И.В. Сталин не случайно в своей знаменитой речи на параде 7 ноября 1941 года назвал его имя: «Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Александра Невского!»
После выхода на экраны фильма «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна Великий русский князь снова становится одной из популярнейших фигур русской истории.
Совместная работа двух талантливых людей, советского режиссера Сергея Михайловича Эйзенштейна и композитора Сергея Сергеевича Прокофьева, увлеченных одной идеей, протекала очень быстро, и 1 декабря 1938 года состоялась премьера нового фильма, который сразу же завоевал любовь публики.
Фильм был отмечен Сталинской премией и с восторгом принят народом. Сегодня он относится к классическим картинам 30-х годов. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, фильм вернули в прокат для поддержания духа, он имел еще более оглушительный успех. В картине снимались всеми любимые и известные актеры: Николай Черкасов, Николай Охлопков, Андрей Абрикосов и др
Впоследствии музыка к кинофильму была переработана в одноименную кантату, состоящую из 7 частей: «Русь под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище», «Мертвое поле», «Въезд Александра во Псков».
Четвертая часть «Вставайте, люди русские» заслуживает отдельного внимания. Данный хор представляет собой не рассказ о прошлых событиях, а призыв к борьбе за родную землю.
Эта часть кантаты во время Великой Отечественной войны часто звучала по радио, поднимая боевой дух солдат и народа.
Яркое воплощение музыкальных образов, узнаваемость и запоминаемость, тематика борьбы русского народа с захватчиками была очень актуальна в военные годы.
Многие живописцы вновь обратились к образу князя, не раз прогонявшего с родной земли незваных гостей. Картина Владимира Серова «Ледовое побоище» была создана в блокадном Ленинграде в 1942 году, в годовщину победы Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере.
А годом ранее, в 1941-м, уже в первые дни войны на ленинградских улицах появился плакат кисти этого художника «Били, бьем и будем бить», в котором использован экранный образ великого князя, блестяще созданный актером Николаем Черкасовым. Название плакату дали слова из песни на стихи Василия Лебедева-Кумача «Мы врага встречаем просто: били, бьем и будем бить».
После Великой Отечественной войны образ Александра Невского являлся символом непримиримой борьбы и неприступности русской земли, это нашло своё отображение в картинах многих русских художников: Николая Ширякина, В. Серова, П. Корина.
Одним из самых известных полотен Павла Корина является триптих «Александр Невский», созданный по заказу Комитета по делам искусств в военные годы (1942-1943).
Центральная часть триптиха словно иллюстрирует знаменитую фразу, которую приписывают Александру Невскому: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет». Князь в полной боевой экипировке, с суровым лицом, опирается на большой меч, а позади него развивается знамя с образом Спаса Нерукотворного, вдали виднеется город. Данный образ богатыря-защитника олицетворяет мужество русского народа, готового сражаться за свою свободу.
Не менее известной является картина В.А. Серова «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища».
Идея картины явилась к творцу в период войны, а главным героем стал Александр Невский. Писал ее художник более двух лет. Полотно впечатляет размахом и тщательной прорисовкой деталей, и каждый изображенный образ наделен своим характером. Впечатляет монументальная фигура князя на вороном коне.
Сегодня, в условиях постоянно нарастающей международной напряженности, информационной агрессии и санкционного давления на РФ со стороны стран коллективного Запада популяризация и широкое освещение деятельности Александра Невского особенно актуальна.
Образ Александра Невского в современной живописи
Говоря об образе Александра Невского в современной живописи нельзя не упомянуть работы талантливого художника, ученика Ильи Глазунова - Павла Викторовича Рыженко.
На полотне «Александр Невский» князь изображен не бравым воином-победителем, а человеком в годах, стоящим перед надгробием. Осеннее увядание природы и сама композиция словно символизирует окончание жизненного цикла, размышление о пройденном пути и деяниях.
На картине Константина Васильева изображен витязь с мечом. По преданиям, у Александра Невского был меч, наделяемый некими мистическими свойствами и всегда вызывал интерес у современников и потомков. Сказание гласит, что во время Невской битвы, атакуя врага, князь занес над ним меч и все увидели, что от оружия исходит свет. Поэтому князь не проиграл ни единого сражения.
За картину «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» (1983) художник Сергей Присекин был удостоен Большой серебряной медали Академии художеств СССР и Премии Ленинского комсомола. В настоящее время картина украшает Большой Кремлевский дворец.
Петербургский художник Юрий Пантюхин родился в городе Киров, Россия. Окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.
Александр Невский в памяти русского народа
Русские люди свято чтят заслуги князя Александра Невского перед Отчеством. Орден его имени являлся одной из высших наград Российской империи с 1725 по 1917 год. Петр I намеревался учредить его в качестве награды за ратные подвиги. Но Екатерина I использовала его для награждения гражданских лиц.
В начале XX века этот орден был традиционной наградой государственным деятелям, которые посвятили служению России не один десяток лет.
В 1942 году орден Александра Невского получил второе рождение. Он был учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР как награда офицерам Красной Армии за личное мужество, отвагу и командование подразделением, которое обеспечило успех в сражении. В период ВОВ этот орден был вручен более 40 тыс. человек.
После распада СССР орден остался в системе наград Российской Федерации, но до 2010 года не имел статуса, поэтому для награждения не использовался. Сегодня он является общегражданской наградой. Его дизайн соответствует дореволюционному виду.
В 1995 году в нашей стране Государственной Думой был принят закон «О днях воинской славы России». Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского Государства. Днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почёт и уважение современников, и благодарную память потомков.
В 2008 году состоялся конкурс «Имя России». Мероприятие организовали представители государственного телеканала «Россия» совместно с Институтом российской истории РАН и фондом «Общественное мнение».
Пользователи Сети выбирали «Имя России» из готового списка «пятисот великих деятелей страны». Конкурс едва не завершился скандалом, так как лидирующую позицию занял Иосиф Сталин. Организаторы решили, что имя Александра Невского устроит всех - и православную общественность, и патриотов-славянофилов, и любителей русской истории.
Образ Александра Невского - путеводная звезда для всех патриотов России!
Мозаичное панно «Ледовое побоище», выполненное по эскизу художника А. К. Быстрова в вестибюле станции метро "Площадь Александра Невского 2" в Сант Петербурге. Мозаика для станции метро сделана в мастерской профессора А. А. Мыльникова.
Согласно Указу Президента России, в этом году отмечается 800-летие со дня рождения Святого Благоверного князя Александра Невского. Празднества в честь этого события призваны обновить нашу память об великом полководце.
С 2016 года Александр Невский объявлен небесным покровителем Сухопутных войск России
В парке Патриот на фасаде Собора Воскресения Христова, Главного Храма Вооруженных Сил России установлен Барельеф Святого благоверного князя Александра Невского.
Значение
Личность и эпоха Александра Невского помогают современной России осознать и защищать свои национальные интересы, отстаивать свой суверенитет, укреплять собственные исторически сложившиеся традиционные ценности.
Огромное морально-политическое значение фигуры Александра Невского проявилось не только в в том, что он был видным политиком, дипломатом и храбрым воином, но практически сразу после смерти Святой благоверный князь стал восприниматься как небесный заступник Руси.
И поэтому на каждом важном повороте судеб нашего Отечества в памяти людей возникал образ Александра Невского, деятельность которого переосмысливалась в свете новых трудностей и задач государственного и национального строительства, давала потомкам образец для подражания, служила источником вдохновения и моральной опорой в преодолении трудностей и невзгод. Слова князя «Нас немного, а враг силен, но Бог не в силе, а в правде!» на века стали девизом русского народа.
Опубликовано https://stihi.ru/2021/05/07/74...
Материалы
1 Житие Александра Невского // Древнерусская литература. – М., 1999, - С. 140 – 158.
2 Г.В. Вернадский «Два подвига Александра Невского»
3 Л. Н. Гумилёв «От Руси до России» http://dubenshov.ucoz.ru/2009/dok/gumilev_lev-ot_rusi_do_ros...
4 Образ Александра Невского в искусстве https://orenlib.ru/news/vystavki/vystavka-solnce-zemli-russk...
5 Сказание о житии Александра Невского // Изборник: Повести Древней Руси.- М., 1986.-
6 Жеребкин М.В. Исторический выбор Александра Невского / М.В. Жеребкин // Наука, образование и культура. - 2017. - № 3 (18). - С. 13-19
7 Антон Сахновский «БОГ НЕ В СИЛЕ, А В ПРАВДЕ!» http://pravtaganrog.ru/bog-ne-v-sile-a-v-pravde/
8 Образ святого блгв. Князя Александра Невского в русской живописи https://ortorussia.livejournal.com/627501.html
9 Военная библиотека http://abinlib.ru/1655-aleksandr-nevskiy.html
10 Ф.Б. Шенк. «Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой (1263—2000)»Источник: http://www.a-nevsky.ru/library/aleksandr-nevskiy-v-russkoy-k...
Симонов К.М. Ледовое побоище: Поэма // Симонов К.М. Стихотворения и поэмы.- Л., 1982.- С. 327 – 353.
Свежие комментарии