На Украине миф об угнетенном состоянии Малороссии в Российской империи стал поистине притчей во языцех. Кто только не поминает нехорошим словом ненасытную Россию с хищными москалями, якобы оккупировавшую несчастный малороссийский народ, который к тому же оказался отдельным народом.
Эта ложь краеугольным камнем легла в основание украинской теории (украинства) еще в начале прошлого века.
Украинские национал-шовинисты, бредившие украинской державой, которая якобы должна явиться крепостью, отделившей европейский мир от имперской России, писали следующее: «Свое же право до сего господства прикрывают они [московиты] лукавой выдумкой, будто Украинцы и Москали вместе се один «русский» народ, и будто Украина [«Малороссія»] и Московия [«Великороссія»] были, есть и останутся навеки одним, нераздельным телом. Опять же украинские самостийники, то есть сознательные украинцы <…> говорят, что украинцы [«малороссы»] это отдельный от москалей [«великороссов»] народ, отдельная порода и что Украина имеет право сама о себе, не оглядываясь на москалей, решать [как ей быть]. (Л. Цегельський. «Русь-Україна а Московщина-Россія». 1916 год).
Подобная точка зрения в силу других причин была подхвачена и большевиками. «Проклятый царизм превращал великороссов в палачей украинского народа, всячески вскармливал в нём ненависть к тем, кто запрещал даже украинским детям говорить и учиться на родном языке». Это высказывание Ленина приводит газета «Правда». 1917. 28 (15) июня.
Позднее эта мысль проводилась в советских учебниках по истории, формируя детское и юношеское сознание. И вот однажды, выходец этой советской школы, бывший первый секретарь УССР, и первый украинский президент Кравчук заявил, что де оказывается на протяжении более 300 лет со времен Переяславской Рады, то есть с момента воссоединения Украины с Россией в 1654 году идет «культурно-духовная» война с московитами (москалями). «Потому что тогда еще (в 1654 году) Украина потеряла свою церковь и свою государственность». Следующий украинский президент Кучма на этот счет высказался более определенно, заявив, что его угнетает сама мысль, что вся украинская история написана в Москве.
Однако же, факты говорят об обратном. Многочисленные документы и старинные указы свидетельствует о том, что, напротив, вся российская история написана как раз по украинским лекалам, начиная с Киевской Руси и заканчивая синопсисом, вышедшим из стен малороссийского Киево-Могилянского монастыря и определявшим вплоть до Карамзина историческое сознание Российской империи.
Несчастные малороссияне: «не в рабы, а в бары»
Все беды и страдания малороссиян, пишут украинские пропагандисты, начались 8 января 1654 года, когда Рада утвердила решение о присоединении (воссоединении) к имперской России. В самом термине «воссоединение» был глубинный смысл, согласно которому, две части единого русского народа наконец-то встретились и слились воедино, после некоего большого периода, прерванного монголо-татарским нашествием.
Не рассматривая начальный, уже объединенный, исторический период и длинную череду вечно недовольных гетманских кланов Хмельницких, Брюховецких, Выговских, Самойловичей, отметим, что сам акт о воссоединении был обычным трюком украинской верхушки, которая утрясала свои личные интересы между Польшей, Крымским ханством и Россией. Даже один из родителей украинства, Грушевский сообщает на этот счет, что стороны клана Хмельницкого «союз с Москвой был лишь частью сети политических интриг, направленных против Польши». То есть, предполагалось втянуть московское правительство в войну с Польшей. Впрочем, озабоченная добыванием для себя самостийности польско-литовская верхушка Малороссии и не могла мыслить иначе.
Более интересен другой момент, связанный с подсознательной любовью ко всему малороссийскому отдельных представителей российской императорской фамилии.
Так, малоизвестно, что самым большим любителем Малороссии был император Петр I. В 1705 году он провел все лето в Малороссии и полюбил ее природу, мягкий климат, широкие просторы степей и трудолюбивый малороссийский народ. И позднее, после предательства малороссийских старшин и полковников, возглавляемых Мазепой (настоящее имя Ян Калединский), любовь к Малороссии никогда не покидала императора. На латеральном уровне это выразилось в огромном притоке малороссийского духовенства, которое активно вливалось в Русскую православную церковь. Множество выпускников Киево-Могилянской академии занимали места епископских кафедр, становились архимандритами крупнейших монастырей, придворными священниками, или, на худой конец, духовниками видных аристократов. Вскоре после подлого предательства малороссийской верхушки, Петр I выпустил личный Манифест, датированный 11 марта 1710 года. Назывался он так: «О запрещении всякого чина людям оказывать малороссийскому народу обиды, озлобления, укоризны и порицания изменниками и причинять всякие притеснения». Другими словами, в российской империи, той самой «империи зла» для Малороссии, запрещалось даже вспоминать и уж тем более попрекать малороссиян предательством клана Мазепы. В документе также указывалось на недопустимость разного рода конфликтов между великороссийскими людьми и малороссиянами. Вот такая была отеческая забота императора о Малороссии, причем выражалось это не только на бумаге.
Это явственно видно из так называемого Почаевского дела, где фаворит императора Александр Данилович Меньшиков, решив прибрать к рукам немного землицы малороссийских помещиков, столкнулся с упорным сопротивлением Петра I. В многочисленных судебных разбирательствах император не только занял сторону малороссийских старшин, но и собирался по-настоящему расправиться с бывшим любимцем. От окончательного обвинительного приговора Меньшикова спасла супруга Петра I, будущая императрица Екатерина I, а затем и кончина самого Петра в январе 1725 года.
Следующая властительница России, дочь Петра, императрица Елизавета I также обожала Малороссию. На это указывает ряд документов, относящихся к ее правлению, и первый из них, и наиболее важный именной Указ от 21 мая 1742 года. Он назывался «О не укреплении малороссиян в холопство и не принуждении их во вступление в брак с крепостными женщинами и девками». Удивительный Указ, судьбоносный для Малороссии, благодаря которому был официально подтвержден особый статус для малороссиян. Они стали находиться вне системы крепостного права! Напомним, что середина XVIII века — это расцвет крепостничества в России, людей продавали как скот, запарывали на конюшнях, отдавали в солдаты. Но в Малороссии не было этого ада. Поскольку в именном императорском Указе значилось, что «никакого крепостного рабства на малороссиян распространять не должно, более того, нельзя принуждать последних в брак с крепостными». В Указе даже был пункт, согласно которому обнаруженное оформление малороссиянина в крепостные немедленно расторгалось, поскольку малороссиянин должен быть только в одном статусе — вольного человека. Очень интересный факт, который полностью низвергает украинский миф о тяжелой доле малороссийского народа в Российской империи.
Какая же роль отводилась малороссиянам российскими императорами? А они пополняли служивое дворянское сословие. Не в рабы, а в бары.
3 июля того же года вторым Указом, императрица подтверждала малороссийские вольности. «О поступлении с теми, кто в противность высочайшего указа (предыдущего) станут держать малороссиян в неволе и крепить их в холопство. Считать таких людей явными преступниками и ослушниками указов… И с теми поступать без всякого милосердия».
Через два года, в 1744 году, в Российской империи была объявлена ревизия, в современном варианте — перепись населения, учет так сказать трудовых ресурсов государства. Так оказалось, что главной базой для формирующегося дворянского сословия в российской империи являлись именно малороссияне: Юшкевичи, Барятинские, Шеховские, Мандрыкины. Затем вышел Указ 26 июля 1746 года, где разъяснялось, как должно поступать при переписи населения с выходцами с Малороссии. Четко прописывалось, что каждый, кто докажет, что он малороссиянин, должен немедленно получать свободу.
Все вышеизложенное явно свидетельствует о том, что крепостное право, ненавистное для множества народов Российской империи, минуло Малороссию. Более ста лет его там не было, с момента воссоединения «братских народов» по период правления Екатерины II.
Более того, население Малороссии рекрутировалось в дворянство, им пополнялось имперское духовенство, которое сразу же становилось архиереями первого калибра. Вот куда направлялись многочисленные малороссийские кадры, находящиеся в положении бенефициаров в Российской империи. Так о каком плаче Малороссии толкуют украинские пропагандисты и псевдоисторики?
Невозможно представить, что такие же вольности имели бы карелы, чуваши, мордва и иные народы империи. Эти документы подтверждают, что «несчастный» малороссийский народ прекрасно себя чувствовал, паразитируя на горе и беде всех народов крепостнической России.
Более того, все малороссияне были полностью освобождены от затрат за воинский постой. Не оплачивалось также прохождение войск, за это платили другие народы, входившие в империю. Малороссияне были избавлены от рекрутского набора. В российской армии они служили только в качестве офицеров и генералов. Симпатизировавшая малороссийскому дворянству императрица щедро раздавала чины и привилегии. Так, Алексей Разумовский, бывший певчий, стал фельдмаршалом, не участвуя ни в одной битве. Были осыпаны монаршими милостями и иные «малороссиянские страдальцы» из этого клана.
Позднее особый вольный статус малороссиян был подкорректирован немкой Екатериной II, которая распространила на Малороссию крепостное право. К слову, Кирилл Разумовский, бывший гетманом Малороссии с 1750 по 1764 гг. при Екатерине первый начал раздавать казенные земли с крестьянами в полную наследственную собственность вместо временного владения, т.е. способствуя фактическому закрепощению свободных ранее малороссийских крестьян. Но лютую ненависть украинских национал-шовинистов в отношении императрицы вызывает вовсе не это, а то, что Екатерина отважилась произвести опись имущества малороссийских (украинских) помещиков, поскольку до этого никто не выяснял, чем же на самом деле владеют эти малороссийские «страдальцы». Императрице это удалось, она также ввела рекрутскую повинность. Но последующие императоры — Александр I и Николай I — свели почти на нет все ее начинания.
Малороссийская «любовь», а с нею и имперские милости малороссийскому дворянству и духовенству продолжались. И об этом нельзя забывать, когда заходит речь о мифических страданиях Малороссии (Украины), якобы оккупированной Россией, для переосмысления минувшего и выстраивания правильных отношений в будущем.
Свежие комментарии