«Историческая правда» напоминает о тех временах, когда вместо «непатриотичных» американских VISA и МasterCard в России были в ходу совсем другие карточки — продуктовые.
Молодое поколение россиян, родившиеся уже после 1991 года, и слов-то таких уже не знает: «талоны на хлеб», «продуктовые карточки» и «товарный дефицит».
А во времена СССР это был неизменный атрибут советской действительности — особенно, в последние годы существования «развитого социализма», когда-то один товар пропадал, то другой, то все вместе. Но иногда товары «выбрасывали» — то есть, он появлялся в отдельных магазинах и в очень небольших количествах, но чтобы купить его нужно было отстоять большую очередь без всякой гарантии, что товар не закончится у тебя перед самым носом.Может быть, именно поэтому в Советском союзе так было развито чувство взаимовыручки. Ведь несмотря на все продуктовые карточки, дикие очереди в магазинах среднестатистический житель СССР тем не менее все-таки ездил на дефицитных «Жигулях»; носил дефицитные польские костюмы и ботинки «Саламандра»; на праздник кушал дефицитную сырокопченую колбасу; по выходным ходил в театр Ленинского комсомола; хранил деньги не в сберегательной кассе, а на заветной полочке дефицитной немецкой стенки; ставил цветы в дефицитную хрустальную вазу и смотрел по дефицитному цветному телевизору дефицитные заграничные видеокассеты. А все почему? Потому что советский гражданин для другого гражданина — был друг, товарищ и брат. И все жили по принципу взаимовыручки — ты мне, я — тебе. А в конце 80-х наступила эпоха талонов, когда отдельные товары можно было купить только в строго лимитированном количестве и вместе с деньгами нужно было отдать талоны, которые выдавались по месту работы, на каждый месяц. Сегодня, когда Россия вот-вот снова окажется в экономической блокаде, мы решили напомнить нашим читателям, как выглядели эти символы «счастливой» советской жизни.
Правда, стоит отметить, что первые карточки появились вовсе не в СССР, а в Российской империи во времена Первой мировой войны, когда уже через год после начала победоносной — как тогда казалось — войны, правительство с удивлением обнаружило, что с прилавков магазинов исчезли многие товары, а те что остались вдруг подорожали в несколько раз. И тогда правительство империи было вынуждено пойти на ряд нерыночных мер, взяв пол контроль торговлю сахаром и хлебом.
В августе 1915, учреждается «Особое совещание по продовольствию» с полномочиями на установление сначала предельных, а потом и твёрдых закупочных цен. С весны 1916 в ряде губерний введена карточная система на продукты питания, и, прежде всего, на сахар, поскольку сахарные заводы Польши оказались в зоне военных действий.
В 1916 году норма выдачи хлеба рабочим в Петрограде была установлена в размере 1 фунта в день (1 русский фунт — 0,4 кг). Для сравнения: германская хлебная карточка (на фото внизу) предусматривала, что каждому немцу положено в день 250 граммов хлеба.
Первое, что вынуждено было сделать взявшее в свои руки власть Временное правительство — уже 25 марта 1917 ввело «хлебную монополию» — весь хлеб стал собственностью государства. Дальнейший развал товарно-денежной системы привел к расширению карточной системы распределения: с июня карточки распространяются на крупы, в июле — на мясо, в августе — на коровье масло, в сентябре — на яйца, в октябре — на растительные масла, в ноябре и декабре — на кондитерские изделия и на чай.
Советская власть ввела целую систему тарифов получения продуктов — в зависимости от классового происхождения и статуса человека. Карточки выдавались только тем, кто трудился в государственном секторе экономики (промышленные предприятия, государственные, военные организации и учреждения, совхозы), а также их иждивенцам. Вне государственной системы снабжения оказались крестьяне и лишенные политических прав (лишенцы), вместе составлявшие более 80% населения страны.
В 1935 году карточки на хлеб и другие продукты были отменены. Одновременно вводилось ограничение по отпуску товаров в одни руки. Причем, если в 1936 году покупатель мог купить 2 кг мяса, то с апреля 1940 года — 1 кг, а колбасы вместо 2 кг в одни руки разрешили давать только 0,5 кг. Количество продаваемой рыбы уменьшили с 3 кг до 1 кг. А масла вместо 500 г по 200 г.
В период Второй мировой войны нормированное карточное распределение основных продовольственных товаров было введено в ряде держав, участвующих в войне: СССР, Германии, Великобритании, США, Канаде, Японии и проч.
В 1941 году нормы снабжения в СССР упали с 600 до 200 граммов хлеба в день на человека (а в Ленинграде давали и по 100 граммов хлеьа) — немцы захватили огромные запасы хлеба на Украине, были захвачены и поля с будущим урожаем. В это же время в Третьем рейхе каждому немцу полагалось более 1 килограмма хлеба в день.
Карточки немецкого оккупационного режима
Обратите внимание: в 1947 году для шахтеров и рабочих Украины была установлена норма в 800 граммов хлеба в день. В это же время для жителей Москвы (карточка внизу) была другая норма: 550 граммов в день.
В декабре 1947 года в СССР было отменено карточное распределение продуктов.
Талоны на водку — первая весточка перестройки и антиалкогольной кампании.
Следом за водкой с прилавков советских магазинов исчез сахар. Как объясняли советские чиновники, весь сахар скупили самогонщики, чтобы гнать самогон.
Для борьбы со спекулянтами и самогонщиками были введены региональные талоны — без такого талона нельзя было купить ни продовольствия, ни дефицитных промышленных товаров.
И тогда с прилавков исчезло все.
Региональные талоны появились и в других республиках и городах рассыпающегося на части СССР.
Несколько картинок с перестроечной «натуры»
Свежие комментарии