На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 658 подписчиков

Свежие комментарии

  • Олег Аникиенко
    Дело в том, что Н.Морозов (этот стойкий солдатик) никогда не был астрологом и не знал астрологии. Статья ваша попсова...Астролог Николай ...
  • Вячeслaв Зотов
    Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй душу грешнаго раба Твоего Григория Федоровича за его бесчинства,злобу и ж...Кровавое усердие ...
  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...

Здесь самозванец пришёл Емельян

21 января 1775 года на Болотной площади в Москве был казнён предводитель восстания казаков и крестьян Емельян Иванович Пугачёв, выдававший себя за покойного императора Петра III.

 

Емельян Иванович Пугачёв родился в 1742 году в донской станице Зимовинской. Отец — Иван Михайлович Пугачёв, скончался в 1762 году, мать — Анна Михайловна, дожила до 1771 года.

Фамилия Пугачёв произошла от прозвища деда — Михаила Пугача.. В 17 лет Пугачёв был записан в служилые казаки и принял участие в Семилетней войне 1756—63 в качестве рядового казака-ординарца. По возвращении с войны он пробовал хлебопашествовать, но вскоре был арестован за то, что помогал своей сестре, её мужу и трём казакам бежать из Таганрога на Терек. В декабре 1771 Пугачёв бежал к терским казакам и был выбран ими в станичные атаманы. Отправившись в Петербург хлопотать о прибавке жалования казакам, в феврале 1772 был задержан в Моздоке, по бежал с гауптвахты вместе с караульным солдатом. По возвращении домой Пугачёв был вновь арестован за побег с Дон, но по дороге в Черкассы бежал к раскольникам, переправился с их помощью в слободу Ветку (на р. Сож), затем явился на Добрянский пограничный пост и, назвавшись раскольником, получил 12 августа 1772 паспорт с правом поселиться в Симбирской провинции.

В августе 1773 Пугачёв появился в заволжских степях на постоялом дворе отставного солдата Степана Оболяева. С его помощью он встретился с яицкими казаками, которым назвал себя Петром III. В эти годы под именем убитого императора Петра III в стране появилось множество самозванцев. Самозванство было в ту пору формой проявления «царистских» иллюзий крестьян в их борьбе против феодального гнёта. Пугачёв слышал о самозванцах и сам еще на турецком фронте называл себя крёстным сыном Петра I. В Добрянке у Пугачёва и возникла мысль назвать себя Петром III. Организаторам восстания (Мясникову, Шугаеву, Чике-Зарубину) Пугачёв признался, что он — донской казак и принял имя якобы спасённого Петра III с целью поднять народ на восстание.

В легенду о чудесно спасшемся государе поверили тысячи подданных Екатерины II. Отряд, состоявший к середине сентября 1773 из 80 человек, быстро вырос до 400. Пугачёву без боя сдавались крепости укреп-лённой линии. После взятия верхнеяицких крепостей войска Пугачёва в количестве 2500 человек при 20 пушках осадили в начале октября Оренбург. В декабре 1773 армия Пугачёва насчитывала 30 тысяч бойцов и 86 орудий. Восстание охватило всё Поволжье и Урал. К Пугачёву примкнули тысячи крестьян – в нем воплотилась их надежда на избавление от крепостного гнета, становившегося во второй половине 18 века все более нестерпимым. Присоединились к Пугачёву и представители некоторых народов Поволжья, бо-ровшиеся за свое национальное освобождение, рабочие уральских заводов, мечтавшие о возвращении к крестьянскому труду, сосланные на Урал поляки. Пугачёвский бунт, распространившись на огромной тер-ритории от Яика до Волги, стал серьезной опасностью для монархии Екатерины II.

Императрица не могла равнодушно взирать на то, как пугачёвцы в июле 1774 года штурмовали Казань и едва не закрепились в городе. Посланные против бунтовщиков регулярные войска сумели подавить возмущение, а пытавшийся укрыться на Дону Пугачёв в сентябре того же года был выдан казаками властям.

Самозваного "ампиратора", доставленного Суворовым в Москву, публично казнили вместе с ближайшими соратниками. Стоя на эшафоте, Пугачёв крестился на соборы, кланялся на все стороны и говорил: «Прости, народ православный, отпусти мне, в чём я согрубил перед тобой… прости, народ православный!» Через несколько минут отрубленная палачом голова была показана народу и оказалась на спице, остальные части тела — на колесе.

 

Казнь Емельяна Пугачёва

Александр Сергеевич Пушкин написал об этом времени и о Пугачёве свою знаменитую «Капитанскую дочку».

Фигура Емельяна Пугачёва ― предводителя крестьянского восстания 1773―1774 гг. ― стала знаменитой не только благодаря размаху самого народного движения, но и таланту А. С. Пушкина, создавшего сложный образ этого удивительного человека, который не равен своему историческому прототипу.

Пушкин далёк от идеализации героя повести, но, тем не менее, изображает Емельяна Пугачёва не только как предводителя восстания, но и как простого казака. Речь Пугачёва наполнена пословицами, поговорками, иносказаниями, которых человеку из другой среды не понять. Он заставляет называть себя «царём-батюшкой», потому что в народе всегда жила вера в «доброго царя». В его отношениях с подчинёнными полный демократизм, нет никакого чинопочитания, каждый может свободно оспорить мнение своего «государя». «Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро: при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою», — с горечью осознаёт Пугачёв, которого уже не радует власть. Герой понимает, что он всего лишь самозванец, и чувствуя свою обречённость, живёт только надеждой на будущее.

Мы читаем в повести его ставшие широко известными слова: «Не приведи Бог видеть русский бунт, безсмысленный и безпощадный!» Расценивая пугачёвское восстание не иначе, как безсмысленный бунт, автор вместе с тем не ставил своей целью показать в повести злодейства пугачёвцев. Он пытался воссоздать историю восстания и личность крестьянского вожака, и нужно отметить, что этот замысел Пушкин мастерски реализовал.

 

Много минуло годов с той поры,

И унесло по Уралу воды.

Время причудливо переплело:

Бунт и того, кто писал про него.

Есть удивительный здесь уголок,

Люд Пугачёва царём где нарек:

Площадь большая и носит она

Имя того самозванца-царя.

А в уголочке есть маленький сквер,

Памятник Пушкину в сквере теперь-

Здесь ощущает причастность душа

К лире того,кто безсмертен века,

Кто был любезен в народе всегда,

Не ожидая за это венца,

Тот,кто свободу в свой век восславлял,

Милости к падшим стихом призывал.

Он почитаем везде много лет-

Пушкин-великий,любимый поэт.

Стихи Натальи Сытниковой

 

А это пара строк от Сергея Есенина

 

Пугачёв:

... Дорогие мои... Хор-рошие...

Что случилось? Что случилось? Что случилось?

Кто так страшно визжит и хохочет

В придорожную грязь и сырость?

Кто хихикает там исподтишка,

Злобно отплёвываясь от солнца?

. . . . . . . . . . . . . . . .

... Ах, это осень!

Это осень вытряхивает из мешка

Чеканенные сентябрём червонцы.

Да! Погиб я!

Приходит час...

Мозг, как воск, каплет глухо, глухо...

... Это она!

Это она подкупила вас,

Злая и подлая оборванная старуха.

Это она, она, она,

Разметав свои волосы зарёю зыбкой,

Хочет, чтоб сгибла родная страна

Под её невесёлой холодной улыбкой.

 

Т в о р о г о в:

Ну, рехнулся... чего ж глазеть?

Вяжите!

Чай, не выбьет стены головою.

Слава богу! конец его зверской резне,

Конец его злобному волчьему вою.

Будет ярче гореть теперь осени медь,

Мак зари черпаками ветров не выхлестать.

Торопитесь же!

Нужно скорей поспеть

Передать его в руки правительства.

 

Пугачёв:

Где ж ты? Где ж ты, былая мощь?

Хочешь встать - и рукою не можешь двинуться!

Юность, юность! Как майская ночь,

Отзвенела ты черемухой в степной провинции.

Вот всплывает, всплывает синь ночная над Доном,

Тянет мягкою гарью с сухих перелесиц.

Золотою известкой над низеньким домом

Брызжет широкий и теплый месяц.

Где-то хрипло и нехотя кукарекнет петух,

В рваные ноздри пылью чихнет околица,

И все дальше, все дальше, встревоживши сонный луг,

Бежит колокольчик, пока за горой не расколется.

Боже мой!

Неужели пришла пора?

Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?

А казалось... казалось еще вчера...

Дорогие мои... дорогие... хор-рошие...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх