Это невероятно, но капитан Блай вёл баркас без карт, просто по памяти. От островов Фиджи моряки достигли Индонезийского острова Тимор, тем самым совершив один из величайших морских подвигов! Ведь они прошли 6 тысяч 701 километр!
Крошечный островок Питкэрн в южной части Тихого океана на границе с Полинезией – уникальное место.
Это единственная заморская территория Великобритании в Тихом океане. И самая малонаселенная страна в мире – здесь живет всего 67 человек. Но всемирно известен остров совсем по другой причине. Потому что именно на Питкэрне обитают потомки экипажа легендарного корабля «Баунти». В конце 18 века эти английские моряки организовали самый удивительный в мировой истории морского флота бунт на корабле…
24 декабря 1787 года трехмачтовый фрегат «Баунти» с водоизмещением 215 тонн, с 48 членами команды на борту, вышел из английского порта Спитхэд. Не смотря на то, что «Баунти» был торговым судном, его вооружили, как военное. Команда была также взята с военного судна. А все потому, что «Баунти » предстояла важная миссия - преодолеть просторы Атлантического, Индийского и Тихого океанов, добраться до тропического острова Таити. А уже оттуда, доставить на плантации Ямайки саженцы знаменитого хлебного дерева…
С самого начала плавания взаимоотношения капитала корабля Уильяма Блая и большей части команды не заладились. По некоторым данным, капитан отличался крайним деспотизмом и жестоко карал за малейшие нарушения морской дисциплины. Чаще всего конфликты возникали с одним из офицеров Флетчером Кристианом, который пытался защитить матросов от излишней агрессии капитана.
Поначалу конфликты удавалось улаживать. И 26 октября 1788 года фрегат «Баунти» благополучно добрался до острова Таити.
Однако на то, чтобы подготовить саженцы хлебного дерева к погрузке на корабль, ушло почти полгода. Несколько месяцев вынужденного простоя стали роковыми для всех членов экипажа.
Когда после нескольких месяцев на райском острове Таити капитан сказал: «Джентельмены, пора в путь!» – большинству экипажа это не понравилось. Ведь моряки жили в свое удовольствие, употребляли алкоголь, развлекались с доступными таитянскими девушками.
Так что, когда с полным трюмом саженцев хлебного дерева, «Баунти» покинул остров, большинству экипажа суровая дисциплина капитана Блая показалась настоящим адом… Кроме того, команду возмущало, что капитан больше заботится о создании условий для растений и их поливе, чем о людях… Так или иначе, но 28 апреля 1789 года на корабле вспыхнул мятеж. Большая часть команды во главе с помощником капитана Флетчером Кристианом захватила власть на судне. Из 47 членов команды не участвовали в мятеже только 18 человек.
Однако мятежники никого не убили. Они решили - пусть судьбу капитана и его людей решит море. Уильяма Блая и 18 человек команды пересадили в небольшую 7-ми метровую шлюпку, борта которой едва поднимались над водой. В дорогу дали немного воды и продуктов, компас и секстант.

Выжить в такой ситуации было весьма непросто… Но капитан и его матросы совершили, казалось бы, невозможное. Семь недель, практически вслепую, они шли на веслах. Это невероятно, но капитан Блай вёл баркас без карт, просто по памяти. От островов Фиджи моряки достигли Индонезийского острова Тимор, тем самым совершив один из величайших морских подвигов! Ведь они прошли 6 тысяч 701 километр!
Как только Вильям Блай вернулся в Англию и доложил в британское Адмиралтейство о бунте, на розыски мятежников был снаряжен 32-пушечный военный фрегат «Пандора». Очень скоро бунтовщиков нашли на Таити, где они обосновались после мятежа. Моряков заковали в цепи и повезли судить на родину. Однако кораблю не удалось достичь Англии, поскольку у берегов Австралии в районе Большого Барьерного рифа фрегат «Пандора» сель на мель и затонул.
Останки «Пандоры» недавно были найдены в 120 км от австралийского штата Квинсленд на глубине 35 метров. Однако тогда, 200 лет назад большая часть экипажа «Пандоры» спаслась, и арестанты были доставлены в Англию. Удивительно, но из 10 выживших заключенных лишь 3 члена экипажа по приговору военного суда были повешены. Остальных чудесным образом оправдали благодаря показаниям капитана Блая.

Но самое поразительное даже не это, а то, что главных зачинщиков бунта изловить не удалось - вместе с кораблем «Баунти» они как будто испарились. Долгое время думали, что они просто погибли….
Через 20 лет после знаменитых событий в 1808 году американское китобойное судно пристало к небольшому островку Питкэрн – пополнить запасы воды. Островок значился как необитаемый. Каково же было изумление моряков, когда они увидели целое поселение туземцев. Большую часть составляла молодежь с очень светлой кожей. Причем, туземцы прекрасно говорили по-английски. Это были дети мятежников с «Баунти». Оказалось, чтобы избежать военного трибунала 8 главных зачинщиков бунта, прихватив 6 таитянских мужчин и 11 женщин, высадились на острове Питкэрн на юге Океании. Забрали все, что можно с корабля, а затем сожгли.
Однако затем на острове случилось несколько трагедий. Тайские мужчины, которых англичане считали за рабов, несколько раз устраивали бунты, в результате которых моряки были убиты. В свою очередь их тайские жены отомстили соплеменникам. В результате в живых остался только один матрос Джон Адамс. Он – то и возглавил маленькую общину из 10 женщин и 19 детей.
На этих кадрах хроники 1935 года запечатлено времена расцвета острова. Колония разрослась до 200 человек.
Но все это в прошлом – большая часть населения давно уехала на материк, и на Питкэрне осталось 67 жителей. Они живут за счет туризма, продажи меда и вот таких почтовых марок, за которыми охотятся коллекционеры.
Давно забыта вражда. Сегодня потомки всех участников мятежа на «Баунти» между собой дружат. Они чтят память предков и считают, что капитана и мятежную команду смерть давно примирила.
За тысячи километров от Питкэрна находится могила капитана «Баунти» - Вильяма Блая. Он прожил долгую жизнь и дослужил до чина вице-адмирала английского флота. Кстати, через 5 лет после мятежа на «Баунти» Блай все-таки доставил на Ямайские плантации 700 саженцев хлебного дерева, которые растут там и по сей день. О случае на «Баунти» до самой смерти 7 декабря 1817 года капитан предпочитал не вспоминать.

Свежие комментарии