Автор: Ирина СТРЕКАЛОВА
Статья опубликована в журнале НЛО № 50 (2005)
Свыше трех тысяч лет тому назад прибрежную область заселили греческие колонисты, основавшие города Милет, Галикарнас, Магнесию и Книд. В этих городах бурно развивались торговля и земледелие, а зажиточные горожане и знать отстраивали великолепные виллы, дворцы и храмы.
Среди горожан выделялись те, кто, имея достаточно свободного времени, предавался изучению философии, стихосложению, риторике или искусствам разного рода. Неудивительно, что, например, в Милете уже в VI веке до н.э. сложилась первая школа натурфилософов и естествоиспытателей, среди которых такие великие имена, как Фа л ее, Анаксимандр, Анаксимен. Но особенную известность в древнем мире приобрел город Галикарнас, ставший родиной знаменитых историков Геродота и Дионисия.
Начиная с V века до н.э. более сильные и многочисленные народы - карийцы, мидийцы, лидийцы, а затем персы - стали подминать под себя греческие полисы в Малой Азии. Правительница Галикарнаса Артемисия I была зависимой союзницей Персии во время греко-персидских войн. Персы не причиняли вреда купцам, и торговля, приносившая наибольшие доходы, не прекращалась. В гавани стояли сотни кораблей, приплывавших из разных стран Средиземноморья.
В период наивысшего расцвета, в 377-353 гг. до н.э., персидский сатрап Мавсол, правивший в Галикарнасе, украшает город роскошными храмами и дворцами, строит театр, сохранившийся до наших дней, и, не жалея средств, начинает сооружение собственной усыпальницы.
В 352 году до н.
э. царь Мавсол умер, и, по обычаю тех времен, труп царя сожгли, а пепел поместили в погребальную урну. Вдова царя, Артемисия II, решила завершить строительство великолепной усыпальницы и тем самым увековечить память о муже.
Гробница Мавсола, названная римлянами Мавзолеем, представляла собой величественное и необычное по форме сооружение, построенное из кирпича и облицованное изнутри и снаружи белым мрамором. Высота его достигала 60 метров. Первый этаж, где покоилась урна с прахом, имел вид громадного куба высотой 20 метров и площадью пять тысяч квадратных метров. Второй этаж был обнесен с наружной стороны великолепной колоннадой. Здесь хранились жертвоприношения. Следующий этаж был выполнен в виде многоступенчатой пирамиды, ее венчали фигуры Мавсола и Артемисии, управляющих квадригой - четверкой лошадей, запряженных в колесницу.
К строительству и украшению Мавзолея были привлечены величайшие мастера и, в первую очередь, архитекторы Сатир и Пифей. Но Мавзолей был знаменит не только величием своей архитектуры, но и собранием скульптуры. Цоколь пирамиды украшали рельефы со сценами, прославлявшими воинственных амазонок и мифических героев. Самых известных скульпторов, создавших скульптуры и фризы, звали Скопас, Бриаксис, Тимофей и Леохар. Последний служил позже придворным скульптором Александра Македонского, его творчество высоко ценил древнегреческий философ Платон.
Мавзолей в Галикарнасе существовал почти две тысячи лет и прославился как одно из семи чудес света.
В 333 году во время Греко-персидской войны Александр Македонский приказал разрушить Галикарнас полностью. С тех пор город потерял свое значение. Почти нетронутый Мавзолей простоял посреди опустевшего города до XV века, когда был разобран крестоносцами, укрепившими его плитами свою опорную крепость на Эгейском море - замок Святого Петра.
Теперешнее местечко Бодрум возникло после того, как турецкий султан Сулейман Великолепный изгнал крестоносцев, Родосских рыцарей, из замка.
Замок Святого Петра начали строить в 1402 году на месте древнего акрополя. Сулейман Великолепный превратил крепость в тюрьму. Ныне в замке — Институт морской археологии.
В 1846 году султан Абдуль-Меджид приказал снять некоторые сохранившиеся плиты с разрушенного цоколя гробницы, изображающие бой греков с амазонками, и преподнес их в дар Британскому музею. Вслед за этим событием Бодрум навестил английский археолог Ч.Т. Ньютон.
Им в стенах замка Святого Петра и окрестных домов были обнаружены еще 17 фрагментов фриза, а также статуи Мавсола и его жены Артемисии и остатки колоссальной колесницы, венчавшей все сооружение - одно колесо и фрагменты двух коней. Колоссальные статуи царя и царицы были разбиты на 63 куска, но впоследствии искусно составлены.
В настоящее время все, что осталось от одного из величайших чудес света, Мавзолея, выставлено в Британском музее в Лондоне и Археологическом музее в Стамбуле.
Свежие комментарии