На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Олег Аникиенко
    Дело в том, что Н.Морозов (этот стойкий солдатик) никогда не был астрологом и не знал астрологии. Статья ваша попсова...Астролог Николай ...
  • Вячeслaв Зотов
    Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй душу грешнаго раба Твоего Григория Федоровича за его бесчинства,злобу и ж...Кровавое усердие ...
  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...

Музыкальный центр в СССР

В советские времена одним из популярных средств массовой информации было радио. Радиолы стояли практически в каждом доме. Причем электроника, выпускаемая в Советском Союзе, была настолько живучей, что в народе ходили шутки, будто она выдержит даже ядерную войну. К счастью, проверить это не пришлось, а вот то, что она пережила уже не одно поколение своих владельцев, – это факт

Музыкальный центр в СССР

Радио – в массы
Радиола – бытовое радиотехническое устройство, совмещающее в себе радиоприемник и проигрыватель пластинок. До 60-х годов радиолы в СССР были мало распространены, а в конце 60-х годов и позже ламповой радиолой обзавелась практически каждая советская семья.

Термин «радиола» (radiola) возник в 1922 году в США. Там в одной из компаний, выпускающих радиоэлектронную аппаратуру, в честь растения радиола (вариант – родиола) создали марку под одноименным названием. В СССР термин «радиола» пришел с поставками этой компании аппаратуры, сочетающей радиоприемник и проигрыватель грампластинок.

Музыкальный центр в СССР

Первая радиола в СССР – СВГ-К (супергетеродин всеволновый с граммофонным электропроигрывающим устройством, консольный) – была выпущена Александровским радиозаводом в 1938 году. Последней серийной радиолой на пространстве бывшего СССР стала «Серенада РЭ-209», выпущенная в 1992 году Владивостокским заводом «Радиоприбор».

Музыкальный центр в СССР

Золотая эра
Золотая эра радиол пришлась на 40-70-е годы XX века. Это объясняется тем, что ламповые радиоприемники тех лет имели крупногабаритный корпус, позволяющий размещать электропроигрывающее устройство где угодно. К тому же они хорошо вписывались в интерьер. Золотая эра способствовала повальному молодежному увлечению музыкой, как советской официальной, так и полуофициальной и даже иностранной. Иностранная почти вся считалась запрещенной – из-за якобы чуждой советскому строю идеологии. Вот тут-то и спасали радиолы.

Музыкальный центр в СССР

Технические характеристики этих приемников позволяли слушать музыку в диапазоне более «чистых» частот, например, на УКВ. Сквозь шипенье и треск советские граждане добирались до западных радиостанций и слушали неведомую западную музыку. И хотя иностранными языками население в те годы владело слабо («хенде хох», «Гитлер капут», «шнелль» и «доннерветтер» – вот, пожалуй, и весь иностранный словарь комсомольца семидесятых годов), зарубежные песни людям нравились. Ну а бесплатным довеском к ним были «вражьи голоса».

Музыкальный центр в СССР

«У него приемник «Грюндиг»
«Вражьих голосов» было много. Радиостанции зарубежных стран, вещающие на русском языке, безжалостно глушились. Руководству страны было важно сохранять коммунистическое единомыслие наших граждан. Что и говорить, радиоприемники всегда представляли опасность для власти. Достаточно сказать, что в довоенное время их необходимо было регистрировать в соответствующих органах…

Глушить «голоса» глушили, но законы физики таковы, что западная пропаганда где-нибудь да и проскакивала – не на двадцати пяти метрах, так на сорока девяти. Или наоборот.

А вон дантист-надомник Рудик,

У него приемник «Грюндиг»,

Он его ночами крутит,

Ловит, контра, ФРГ.

(В. Высоцкий)

Но зачем глушить-то, спросите вы? Ведь можно попросту не производить приемники с коротковолновым диапазоном? Нет, нельзя не производить! Раз в других странах есть приемники с КВ-диапазоном, то и у нас должны быть, чтобы про нас чего не подумали…

Вот так из динамика этого прекрасного устройства узнавали советские граждане все последние новости – например, о смерти Владимира Высоцкого, о вводе войск в Афганистан, о здоровье престарелых генсеков…

Музыкальный центр в СССР

«Голоса» в архипелаге
Самыми информативными станциями, конечно, были «Голос Америки», «Би-би-си» и радио «Свобода». Именно на «Свободе» читали «Архипелаг» Солженицына, «Остров Крым» Аксенова, «Верный Руслан» Владимова, «Чонкина» Войновича и многое другое…

Однако едва ли не больше, чем новостями, запрещенные в СССР каналы славились музыкой! Безоговорочным лидером тут была программа из Лондона – знаменитый «Севооборот» с Севой Новгородцевым.

Помимо прочего, на «Голосе Америки» по субботам выходила «Танцевальная программа» с Тамарой Домбровской. Нельзя не вспомнить и других ведущих, которые специализировались по жанрам: Лиза Архипова (рок), Билл Макгвайр (джаз, джаз-рок), Джон Мерфи (диско)…

Как уже было сказано, все эти программы неистово глушили, и редкой удачей было поймать частоту, на которой слышимость оказывалась приемлемой. Сегодня смешно вспоминать, но некоторые умудрялись даже записывать эту музыку на магнитофон…

Музыкальный центр в СССР

Нарушители эфира
Говоря о радиоприемниках, нельзя не упомянуть о таком феномене советского времени, как массовое увлечение молодежи радиоделом и одновременно «радиохулиганством».

«Радиохулиганы» – это такие радиолюбители, которые изготавливали самовольно передающие устройства и вещали в эфир. Без контроля, цензуры и прочих прелестей. Увлечение нелегальным радиоэфиром было повальным. Все подростки грезили работой в эфире на средних волнах, а кто имел «шарманку» (самодельный передатчик), тот был в авторитете. Слушали «Битлов», «Роллингов», Высоцкого и все то, что в официальном эфире было под запретом, передавали музыку по заявкам друзей и подруг.

Музыкальный центр в СССР

Чтобы была до конца понятна их дерзость, достаточно вспомнить, что в советские времена даже множительная техника была запрещена, а все печатные машинки ставились на учет в органы госбезопасности…

Однако «радиохулиганы» бесстрашно выходили в эфир. Вещали они на средних волнах, в самом уголке диапазона, каждый придумывал себе звучное название: Маэстро, Болид… Многие играли во «взрослые станции» – крутили музыку, скажем, Аркадия Северного или пели сами под гитару. Нецензурные выражения не приветствовались, но частенько проскальзывали. И этот «перчик» особенно нравился слушателям!

Чтобы отлавливать таких эфирных хулиганов, по городам ездили специальные пеленгационные машины, и самодеятельных шоуменов ловили.

Музыкальный центр в СССР

Самое меньшее, что им грозило, – конфискация передатчика. Но при желании могли пришить что угодно – сознательные помехи авиадиспетчерам или даже антисоветчину.

Музыкальный центр в СССР
Музыкальный центр в СССР

По радио и по почте
Конечно, были в СССР и официальные радиолюбители и радиоклубы, которые легально занимались радиосвязью, имели зарегистрированные позывные и строго определенные частоты вещания. В основном такая связь проходила на ультракоротких волнах. Была цель: достигнуть наибольшего количества сеансов связи по всему миру. Чем удаленней собеседник, тем престижнее. По почте приходили взаимные подтверждения радиосвязи. Поэтому общение строилось в основном на установлении контакта. Музыкой такой сеанс чаще всего не заполнялся.

Музыкальный центр в СССР
Музыкальный центр в СССР

Источник

Картина дня

наверх