На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Вячeслaв Зотов
    Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй душу грешнаго раба Твоего Григория Федоровича за его бесчинства,злобу и ж...Кровавое усердие ...
  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...
  • Олег Зайчиков
    Юрий Васильевич Сергеев рассказывает этот факт от участников тех боёв .,ветеранов и их потомков ......Отец и сын против...

Исаакиевский собор. История, виды с колоннады, интерьеры

Сегодня расскажу про одно из самых популярных туристических развлечений - посещение Исаакиевского собора (официально - собора преподобного Исаакия Далматского). Ну и кратко по истории пройдусь, пока сам изучал, узнал для себя много нового!
Итак, начинаем. Снимков самого собора сегодня не будет (но будут рисунки, гравюры и картины!). Поэтому поднимаемся на колоннаду, это примерно 50 метров высоты, начинаем глядеть по сторонам... Если смотреть на северовосток, а поле зрения попадают сразу три знаменитых шпиля - Адмиралтейство, Петропавловский собор и телебашня. По последней можно определить примерную высоту облачности. В тот день в "воздушный кисель" упиралась только самая верхушка, а значит тучи нависли над Петербургом на высоте чуть больше 320 метров.


  1. Перемещаемся по колоннаде по часовой стрелке. Зимний дворец и Дворцовая совсем не притягивают туристов в такую погодку... Зимний постоянно ремонтируют-реставрируют, летом что-то делали с фасадом, обращенным на площадь, сейчас в лесах колокольня Придворного собора Спаса Нерукотворного (вмонтированного в дворец :-).
 

2. Над пестрыми крышами доминирует Спас-на-Крови. А дальше над городом возвышаются церковь Михайловского замка и Смольный собор.


3. Вид почти строго на юг. Слева знаменитая гостиница "Астория", прямо по курсу Мариинский дворец, обложенный стройкой со всех сторон. Слева от него в еще один отель "перестраивают" дом А.Н. Якунчиковой. История этого дома началась со скандала, здание ухитрились построить на нескольо метров выше заявленной первоначально высоты. Ну выше и выше, чего такого? А дело в том, что такое самоуправство оказалось, по сути пощечиной императору Николаю I и его дочери Марии Николаевне, чей дворец и находится по соседству. Закончилось все тем, что проморгавшие строительство начальники получили по строгому выговору, а трое архитекторов так и вовсе отправились на гаупвахту на две недели. Главного в этой троице, Робена, так и вообще потом выслали из страны.

4. Идем дальше по колоннаде, смотрим на северо-запад. Тут под новым углом видно здание Сената и Синода, через Неву  - Меншиковский дворец, дворец Петра II, кусочек здания двенадцати коллегий. А за ними можно разглядеть церковь Святой Екатерины.

5. Посмотрим повнимательнее, может еще чего интересного в глаза бросится? Да, Кое-что можно разглядеть... За дворцом Петра II возвышается мрачное кирпичное здание с вытянутыми окнами. Это, по сути, первый в России крытый спортивный зал, "корпус для игры в мяч". Построен в 1793 году.
Между дворцами притаилось здание манежа кадетского корпуса, обращенное к набережной своей парадной стороной. Прямо перед ним можно увидеть спуск к воде, 150 лет назад это был спуск к первому в городе наплавному мосту.

6. Мост в свое время выглядел примерно вот так. На "снимке" Санкт-Петербург образца 1803 года, автор - Бенжамен Патерсен. А теперь обратите внимание на детали! С этой картины до наших дней в более-менее таком же виде дошли только Нева и Медный Всадник, большинству зданий предстоит быть снесенными или серьезно переделанными в грядущее столетие. Перестройка Исаакиевского собора начнется через 15 лет, в 1818 году. Но обо всем по порядку...
Paterssen_Benjamin-ZZZ-View_of_St_Petersburg_on_the_Day_of_the_100th_Anniversary

7. Признаюсь честно, для меня стало открытием (что, в общем-то, неудивительно, история города была моим самым нелюбимым предметом в школе) то, что в том или ином виде собор существовал на своем месте почти с самого основания города. Я почему-то  наивно думал, что раньше на площади был пустырь, и только потом, ВНЕЗАПНО, в 1818 году решили построить здоровенный храм :-)
Исаакиевскую (названную во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого; император родился в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю) церковь для многочисленных работников Адмиралтейства по приказу Петра I открыли уже в 1707 году, переоборудовав под эти целей чертежный амбар. Получилось так себе, внутри постоянно было холодно и сыро, да и внешний вид оставлял желать лучшего, и церковь уже в 1709 году начали "реставрировать". Через несколько лет, в 1712 году, ней же прошло венчание Петра и Екатерины Алексеевны.


8. В суровом питереском климате деревянная церковь все быстро ветшала, и в 1717 году началось строительство уже каменного храма. Закончили стройку в 1727 году, церковь находилась на месте нынешнего Медного Всадника. Построенное здание было очень похоже на Петропавловский собор.


9. Место для церкви оказалось очень неудачным, из-за близости Невы ее регулярно подтапливало, так же постепенно оседал грунт. А в 1735 году в нее шарахнула молния, и очень долго в храме вообще не проводились службы, из-за пожара он очень сильно пострадал. Его потом восстановили, но во время ремонта обнаружили, что с фундаментом все весьма печально, и здание нужно переносить. Или вообще сносить, и строить новое. В итоге, пришли ко второму варианту, с 1761 года начали думать, как и где строить новый собор. Думать пришлось в итоге архитектору Антонио Ринальди (автору Князь-Владимирского собора). Торжественная закладка свершилась в августе 1768 года, построить собирались примерно вот это:
050-vid-isaakievskogo-sobora-pri-imperatrice-ekaterine-ii_proekt-rinaldi_risunok-monferrana

  10. Но завершить свою работу над проектом Ринальди не смог, уехал заграницу. Доделывал собор уже Винченцо Бренна, от первоначального замысла ему пришлось отказаться, в итоге вышло, что на роскошном основании, облицованном мрамором появилась относительно скромная кирпичная колокольня, причем одна, а не четыре. Нелепость нового храма подмечали многие. К примеру, приехавший в Россию после длительного пребывания в Англии флотский офицер Акимов написал эпиграмму: 
  Се памятник двух царств, 
  Обоим столь приличный 
  На мраморном низу 
  Воздвигнут верх кирпичный.
  Записку с этим тесктом он попытался прицепить на собор, но был схвачен. Поплатился очень сильно за свое остроумие, ему отрезали язык и отправили в Сибирь. Верх потом все же переделали, но хохмить в народе меньше не стали:
  Сей храм трёх царствований изображение:
  Гранит, кирпич и разрушение.



11. Даже будучи приведенным, пусть и не полностью, к первоначальному замыслу, храм все равно плохо вписывался в архитектурный облик города. И 1809 году был объявлен новый конкурс, победил в котором архитектор нынешнего собора Огюст Монферран. Первый проект был принят в 1818 году, тогда же и начались работы по "усовершенствованию" собора. Дело в том, что Александр I был категорически против полного сноса собора и постройки нового, обязательным условием было сохранить алтари. В объявленном конкурсе так и говорилось: "Изыскать средство к украшению храма… не закрывая… богатой мраморной его одежды… приискать форму купола, могущую придать величие и красоту столь знаменитому зданию… придумать способ к украшению площади, к сему храму принадлежащей, приведя окружность оной в надлежащую правильность". Кроме задачи сохранения алтарей, Монферрану пришлось искать решения более приземленных проблем. Например, совместить старый фундамент с новым, только на это ушло 5 лет (а в работах принимало участие около 120 000 человек!).
А тем временем в проект 1818 года были внесены дополнительные коррективы, и в 1825 году он был принят окончательно, по нему и построили собор. Строительство завершили через каких-то 28 лет, торжественное открытие прошло в мае 1858 года.


  12. Последний ретро-рисунок, и заходим вовнутрь!


  13. А внутри - красота! Это вид на восточную часть храма и алтарь.  Обратите внимание, в храме есть нетипичная деталь, витраж (это элемент убранства католическихцерквей). Изображение Воскресшего Спасителя в окне главного алтаря было одобрено Священным Синодом и лично императором Николаем I.

  14. А это уже западная часть.

  15. Купол. Кажется, у живописи в этой части храма есть свое особое название. Плафон?

  16. Алтарь и приделы. Один из них действующий, в то время как сам храм официально является музеем. Поэтому, кстати, за посещение берут деньги, учтите это, если захотите попасть вовнутрь!

  17. Пойдем потихоньку к выходу. Это не он. Но дверь красивая, столько деталей! Знатоки с легкостью распознают изображенные религиозные сюжеты, но я к ним не отношусь :-).

  На этом заканчиваем осмотр храма. Внутри много не снимал, все равно это надо своими глазами смотреть! Даже самый хорошие фотографии не передают особой атмосферы внутри...
  Небольшая справка (часы работы, они меняются в зависимости от сезона + иногда музей/колоннада закрыты) для желающих посетить - http://www.cathedral.ru/raspisanie.
  Очень рекомендую ознакомится со статьей в Википедии, особенно с разделом про строительство храма. Это сейчас кажется, что запросто построить можно все что угодно, а в XIX веке многое сделать было не так-то просто!

zydog

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх