На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 677 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вячeслaв Зотов
    Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй душу грешнаго раба Твоего Григория Федоровича за его бесчинства,злобу и ж...Кровавое усердие ...
  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...
  • Олег Зайчиков
    Юрий Васильевич Сергеев рассказывает этот факт от участников тех боёв .,ветеранов и их потомков ......Отец и сын против...

СОВЕТСКИЙ АС БЕЗ НОГИ ИСТРЕБИТЕЛЬ АЛЕКСАНДР ГРИСЕНКО

Грисенко Александр Иванович родился в 1904 году в городе Ростов-на-Дону. С 1920 года в рядах Красной Армии, с 1934 года служил в авиации.

С января по август 1938 года принимал участие в боях с японскими захватчиками в Китае. Летал на И-15бис (боевой налёт - 95 часов). В воздушных боях лично сбил 4 вражеских самолёта (2 истребителя И-97 и 2 бомбардировщика Б-97).

С 1941 года по 8 августа 1942 года подполковник А. И. Грисенко был командиром 2-го истребительного авиационного полка.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. В конце 1941 года полк сражался на Брянском фронте, затем защищал небо Сталинграда. 8 августа 1942 года был сбит и получил тяжёлое ранение в ногу, её пришлось ампутировать чуть ниже колена. После продолжительного лечения (с 14 августа 1942 года по 29 мая 1943 года), вернулся на фронт.

С 26 декабря 1943 года по 23 октября 1944 года полковник А. И. Грисенко занимал должность командира 304-й истребительной авиационной дивизии (23-я гвардейская иад), летал уже на "Аэрокобре".

По состоянию на 1 марта 1944 года произвёл 60 боевых вылетов с общим налётом 75 часов (30 - на И-16, 10 - на ЛаГГ-3 и 35 - на Як-1). Проведя 27 воздушных боёв, сбил лично 2 Ме-109 и 2 Ju-88.

Награждён орденами Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени, медалями.

Подполковник запаса С. П. Ивлев (бывший техник звена) пишет в своих воспоминаниях:

"В августе 1942 года наш 521-й полк, понеся большие потери в боях за Ржев, был направлен под Саратов за получением новых самолётов. В этот период началось формирование трёхэскадрильных полков, так что большая часть нашей эскадрильи, особенно технического состава, была переведена во 2-й истребительный авиаполк, который сражался под Сталинградом. Хотя в это время мне и предлагали должность старшего техника авиаэскадрильи - с переходом в другой полк, - я попросил, чтобы меня оставили на прежней должности, но в составе моей родной эскадрильи. Так я остался техником авиазвена. Правда, полк этот был для меня уже 4-й по счёту, но с ним я прошёл до конца войны. Служил в эскадрилье, которой вначале командовал Я.Н.Сорокин, а затем А.П.Бритиков.

Боевую деятельность под Сталинградом 2-й истребительный вёл с нескольких аэродромов. Со второй половины августа бои развернулись на ближних подступах к городу и ожесточённые схватки не затихали ни днём ни ночью. В конце августа противнику удалось прорваться к Волге севернее Сталинграда. Тут наши лётчики проявили удивительное мужество, воинскую доблесть и мастерство. Приведу лишь несколько боевых эпизодов.

8 августа группу Як-1 в бой против целой армады фашистских бомбардировщиков повёл сам командир авиаполка полковник А. И. Грисенко. Лётчики вступили в ожесточённый, неравный бой. Фашисты били из всех пулемётов и пушек по нашим машинам, но воздушные бойцы не дрогнули. Экономя боеприпасы, наши лётчики короткими и прицельными очередями крушили врага.

Вот на одном из фашистских бомбардировщиков показался дымок - и он пошёл вниз, оставляя за собой длинный чёрный шлейф дыма. За ним загорелся второй, третий. Побросав где попало бомбы, фашисты начали удирать на свою территорию.

К сожалению, в этом бою полковник А. И. Грисенко был тяжело ранен. Он с большим трудом приземлил повреждённый самолет в прифронтовой полосе. Оказалось, что вражеский снаряд попал прямо в кабину истребителя и осколком снаряда лётчику раздробило левую ногу. Командира тут же доставили в медсанбат, затем в госпиталь, где ногу ампутировали.

Врачи выдали лётчику справку о том, что к лётной службе он не пригоден. Но Александр Иванович Грисенко не мог мириться с тем, что ему не придется больше ходить в атаки на боевом истребителе. Он добился приёма у командующего ВВС, который разрешил ему вернуться в боевой строй, на фронт. Вскоре А.И.Грисенко с ампутированной ногой сел в кабину самолёта. Пришлось освоить новый истребитель - "Аэрокобру",- и до конца войны лётчик храбро сражался на нём с фашистами, командуя авиасоединением".

 



 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх