На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 650 подписчиков

Свежие комментарии

  • Олег Аникиенко
    Дело в том, что Н.Морозов (этот стойкий солдатик) никогда не был астрологом и не знал астрологии. Статья ваша попсова...Астролог Николай ...
  • Вячeслaв Зотов
    Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй душу грешнаго раба Твоего Григория Федоровича за его бесчинства,злобу и ж...Кровавое усердие ...
  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...

Нефтяной нож в спину социализма

 

 До поры до времени значение нефти в мировой экономике было не сильно ощутимым. Хотя для России с ее немалыми запасами она всегда представляла известный интерес. Недаром еще в начале XX века молодой революционер Иосиф Джугашвили активно мутил воду в тогдашнем «российском Кувейте» - азербайджанском Баку.

В своей работе «Письма с Кавказа» он даже проводил анализ возникновения нефтяного кризиса. Могучий интеллект будущего «отца народов» без труда вспарывал мешанину разнообразных причин, в итоге выхватив главное: «..."кризисы" в нефтяной промышленности

делаются Нобелем и "Мазутом" (Ротшильдом), которые являются почти единственными покупателями и экспортерами нефти». Вот так - и никакого экономического словоблудия типа индексов, эмбарго и брентов. По этому маршруту, ясно очерченному в бакинской непроглядной ночи, мы и нырнем в самую глубину советского экономического котла.

Обретение Самотлора

 Первые признаки возрастания роли нефти в советской экономике появились в начале 1960-х годов - тогда выяснилось, что под вонючей пленкой тюменских болот хранится гигантское подземное озеро, эдакое нефтяное Эльдорадо, называемое Самотлором. В переводе с хантыйского языка это название означает «худая вода». Точней не скажешь! С этого момента советская экономика, окропленная маслянистой водицей, стала крениться совсем не туда, куда следовало. СССР, кряхтя и постанывая, стал садиться на «нефтяную иглу»: при Сталине за рубеж продавали 4 млн тонн нефти в год, и ничего - экономика работала, страна ела, пила, одевалась, строила заводы и фабрики, преодолевала послевоенную разруху, строила социализм.

Но уже за одно пятилетие 1966-1970 годов в соцстраны экспортировали 138 млн тонн нефти, в 1970-м при добыче 353 млн тонн экспорт нефти и нефтепродуктов из СССР составил примерно 95 млн тонн. Из них 54% - в соцстраны, 43% - в развитые капстраны, 3% - в развивающиеся. Страшно вообразить густоту и напор денежного дождя, который должен был пролиться на советских граждан за счет экспортной выручки! Но, увы, ничего такого - практически всю выручку ухнули на развитие военно-промышленного комплекса, закупку импорта и помощь братским народам.

А в 1973 году ее величество нефть подарила СССР великолепную возможность закопать капиталистов, в том числе и «главного буржуина» США, в самую глубокую яму, из которой они бы не выбрались и по сей день.

Подсобил нефтяной кризис, спровоцированный войной Сирии и Египта против Израиля, активно поддерживаемого США.

Птичку жалко?

Как известно, СССР дружил со многими арабскими странами. Сирия, Ирак, Алжир, Египет - это все были основатели ОПЕК (Организация стран - экспортеров нефти). И 17 октября 1973 года арабские страны, обиженные провокаторской ролью США, решили сократить объемы добычи и экспорта нефти. Саудовская Аравия, крупнейший производитель в арабском мире, объявила, что снижает добычу на 10%, вводит эмбарго на поставки нефти в Соединенные Штаты Америки и предупредила: если США не откажутся от поддержки Израиля, она сократит добычу на 80%, а при попытке Америки применить силу - взорвет нефтяные месторождения.

Одним словом, Америке дали хорошего пинка, Европу поставили в угол - нефтяные «наценки» рассерженных арабов привели к крупнейшему кризису после войны, породили безработицу и миллионные долги. За три месяца с ноября 1973 года (начало эмбарго) мировые цены на нефть взлетели с 3 до 12 долларов за баррель.

Для Советского Союза, в этот момент входившего на мировой рынок со своей нефтью, все складывалось крайне удачно. Если бы руководители страны были более агрессивны, возможно, мы бы сейчас жили в СССР, но преобразованном и модернизированном благодаря западным технологиям. Но СССР пошел по другому пути: воспользовавшись внезапно выросшими ценами, частично решил свои проблемы, укрепил социалистический лагерь, попутно махнув рукой на сельское хозяйство, дороги и легкую промышленность, рассчитывая получать все это от наших «братьев» по соцблоку. Подобная «беззубость», мягко говоря, удивляет. Ведь вместо того, чтобы утереть нос заносчивым янки, наши лидеры в 1975 году решили обмануть

ОПЕК и тайно поставить США нефть в обмен на пшеницу. План так и назывался - «Баррель за бушель». Наша делегация помчалась в США и была близка к подписанию договора. И если бы не Генри Киссинджер, государственный секретарь США, который хотел придать этому делу гласный характер (он таким образом пытался приструнить ОПЕК), сделка бы состоялась.

Результатом этой двойной игры были испорченные отношения с арабами. Узнав о намерениях русских, некоторые из них отыграли назад, и США, пользуясь потеплением отношений, возродили дружбу с Ираном и Саудовской Аравией, даже попытались было примирить Египет с Израилем. Правда, последняя сделка потерпела провал и привела к революции и сме власти в Иране. Но это, как говорится, детали - стратегическая инициатива советской стороной была упущена, американцы поняли, что наломали дров, и стали заигрывать с нефтяными игроками - Норвегией, Нигерией и Венесуэлой, что в конечном итоге привело к стабилизации рынка. И в 1978 году, когда разразился новый кризис, он уже не имел столь пагубных последствий для Америки: янки стабилизировали экономику, понастроили атомные и гидроэлектростанции, активизировали разработку своих месторождений. В новое десятилетие они вошли вполне уверенно. Так что Советский Союз хоть и пощипал американского орла, но крылья ему не обломал.

И вскоре эта не прощающая обид птаха снова поднялась в воздух, чтобы отомстить за недавно пережитое унижение. И этой мести вчера ползавшего на брюхе врага СССР не выдержал - страна развалилась на части.

Удар, еще удар!

В 1981 году президентом США стал Рональд Рейган. Этот престарелый актер с энтузиазмом воспринял рекомендации патологического антисоветчика Збигнева Бжезинского. США стали проводить кампанию по ликвидации СССР, объявленного «империей зла». В ход пошло все, что могло истощить экономику СССР: от войны в Афганистане (в которую нас втянули при активной помощи Бжезинского) до программы СОИ. Напуганные американскими угрозами, сильно пожилые руководители «красной империи» метались в тисках надвигающегося          кризиса.

Давили со всех сторон: США запретили своим компаниям участвовать в советских экономических   проектах.

Тем самым они подорвали строительство газопровода Уренгой - Помары - Ужгород, который мог дать СССР существенную прибавку к экспортной выручке (не правда ли, до боли похоже на «пролет» с «Южным потоком»), зарубили совместный проект с Японией сахалинских газовых месторождений!

После этого нанесли удар по валюте - на 25% девальвировали доллар! СССР получал от экспорта нефти на четверть подешевевшие доллары, а импортировал из Европы оборудование и потребительские товары за подорожавшие национальные валюты.

Последний гвоздь в крышку советского гроба тоже оказался нефтяным: американцы надавили на Саудовскую Аравию, чтобы та уронила цену на нефть. Саудиты взяли «под козырек»: расконсервировали замороженные скважины, и «черное золото» заклокотало в трубах и трюмах танкеров, следующих курсом в Европу и США. Добыча нефти выросла с 2 млн баррелей в день до 10 млн баррелей - то есть в 5 раз! Цена упала с 30 долларов до 12. В связи с упавшей ценой многие страны, покупавшие у нас оружие (Ливия, Египет, Ирак), не смогли расплатиться за оружейные поставки. В результате дефицит бюджета вырос катастрофически: от 18 млрд рублей в 1985 году до 76 млрд рублей в 1990-м при доходах бюджета чуть больше 400 млрд рублей.

Последним камнем на шее идущего ко дну государства был дефицит продовольствия. Разумеется, если бы не «пятая колонна» в лице нескольких руководителей страны, которые настойчиво убеждали общество, что игра проиграна и проект не удался, мы могли бы выбраться из трясины: ведь во многом кризис был создан искусственно!

Но не вышло: заокеанская птица склевала зерна из герба СССР и не подавилась. Серп и молот оказались неподходящим оружием для борьбы с пернатыми хищниками.

Но не нужно забывать: у российского орла две головы, и его так просто не заклевать.

Дмитрий КУПРИЯНОВ

Источник: Загадки истории2015, №6 

Картина дня

наверх