На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Вячeслaв Зотов
    Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй душу грешнаго раба Твоего Григория Федоровича за его бесчинства,злобу и ж...Кровавое усердие ...
  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...
  • Олег Зайчиков
    Юрий Васильевич Сергеев рассказывает этот факт от участников тех боёв .,ветеранов и их потомков ......Отец и сын против...

Родом из Советского Союза. Незаслуженно забытые БПЛА

Беспилотные летательные аппараты уже плотно вошли в нашу жизнь. Никого не удивишь сообщением о том, что удар по позициям террористов из какой-нибудь группировки, вроде запрещенной в России ИГИЛ, был нанесен на основании разведданных, полученных с помощью БПЛА. Да и сами беспилотники уже доросли до ударного вооружения, хотя эффективность таких атак пока под вопросом.

Одним из лидеров в области разработки БПЛА являются Соединенные Штаты, и многие считают, что идея создания разведывательного беспилотника зародилась в США, причем относительно недавно. Однако в Советском Союзе еще в 60-х годах существовали разведывательные беспилотники с весьма солидными возможностями. Достижения советских конструкторов на сегодняшний день мало известны широким массам, хотя поводов для гордости более чем достаточно.

Ла-17Р

В 1963 году отправился в первый полет беспилотный разведчик Ла-17Р. Он стал последней серийной машиной с обозначением Ла, которую запустило в производство конструкторское бюро Семёна Алексеевича Лавочкина. Ла-17Р создавался на базе летающей мишени Ла-17М. Беспилотный разведчик получил более надежный двигатель РД-9БКР, который позволял машине набирать скорость почти до 900 км/ч и производить разведку на удалении до 200 км от точки старта.

Ла-17Р получил на вооружение фотографическую аппаратуру, средства радиационной разведки и телекамеру. Все это питалось от бортового электрогенератора, который вращал небольшой вентилятор, расположенный на носу аппарата. Аппарат был исключительно автоматическим; в воздухе он управлялся автопилотом, в который заранее закладывался маршрут полета.

Ту-123 «Ястреб»

Параллельно с КБ Лавочкина над созданием разведывательных беспилотников работали и туполевцы. Свою машину КБ Туполева подняло в воздух в 1961 году. Ту-123, в отличие от Ла-17Р, создавался на базе самолета-снаряда, предназначенного для доставки термоядерных боеприпасов, отсюда значительная дальность полета.

Аппарат обладал дальностью действия в 3,5 тыс. километров и скоростью в 2,5 раза превышающей скорость звука. Возможности бортовой разведывательной аппаратуры позволяли осуществлять фотосъемку полосы маршрута шириной в 60 и длиной в 2700 километров в масштабе 1 км на 1 см. На наиболее важном участке полета включалась дополнительная фотоаппаратура, которая делала съемку полосы шириной в 40 км и длиной в 1400 км, но уже в масштабе 200 м на 1 см. Радиотехническая разведка на глубину до 300 км от оси маршрута осуществлялась на всем продолжении полета.

Ту-143 «Рейс»

Разведывательный аппарат Ту-143, стартовавший в конце 1970 года, стал одним из самых массовых беспилотников. Всего было выпущено 950 машин. В отличие от своего предшественника, новое детище КБ Туполева развивало скорость всего до 950 км/ч и обладало дальностью полета до 180 километров. Но машина изначально создавалась как средство тактической разведки. Кроме того, у Ту-143 были и заметные плюсы.

Во-первых, машина получила сменную носовую часть, которая могла содержать либо фото, либо видеоаппаратуру и быстро заменялась, в зависимости от необходимых на текущий момент данных. Ну а во-вторых, в отличие от перечисленных выше машин, она была многоразовой. Программа полета включала в себя возвращение на заданный аэродром и посадку.

Ту-141 «Стриж»

Параллельно с Ту-143 велась работа над еще одним вариантом оперативно-тактического БПЛА, получившего наименование Ту-141 «Стриж». Он несколько задержался в разработке и взлетел только спустя 4 года после Ту-143, зато получился куда более современным.

Существенно возросла дальность. Теперь аппарат мог преодолевать до 1000 километров. Скорость, в связи с конструктивными особенностями воздухозаборника, осталась трансзвуковой, зато новейшая аппаратура для инфракрасной разведки позволяла использовать Ту-141 в любое время суток и в любых погодных условиях. Естественно, этот БПЛА тоже был многоразовым.

В настоящий момент Ту-141 находится на вооружении армии Украины, но возможность его практического использования остается неизвестной.

Ту-300 «Коршун-У»

Разработка перспективного советского беспилотника стартовала в 1982 году. Первоначально этот БПЛА должен был носить марку Су, но учитывая опыт КБ Туполева в разработке подобных машин, все материалы были переданы более компетентному разработчику. Правда, туполевцы все равно пошли по своему пути.

Новый советский беспилотник должен был стать не только разведывательным, но и ударным. Самолет мог поднимать до тонны полезной нагрузки, и это позволяло взять с собой довольно серьезный арсенал, особенно учитывая наличие под крыльями внешних узлов подвески.

Точно известно, что БПЛА проектировался многоразовым, и вероятнее всего — трансзвуковым. Однако точные данные о скорости и дальности полета отсутствуют. Формально машина еще находится на стадии разработки, хотя первый прототип оторвался от земли в 1991 году. Трудности середины 90х не позволили довести Ту-300 до ума, однако уже в 2007 появилась информация, что КБ Туполева может доработать советскую машину, оснастив ее современной электронной начинкой и более надежным двигателем.

Незаслуженно забытые советские БПЛА существовали в самых разных ипостасях. Это и самолеты-мишени, и разведчики самых разных классов. Даже космический корабль «Буран», совершивший весь полет в автоматическом режиме, по сути, является беспилотником. Разрабатываемые сегодня Российские БПЛА во многом создаются на основе советских наработок в области легких беспилотных аппаратов. Однако на волне отказа от «проклятого советского прошлого» обыватели утрачивают память о былых успехах нашего народа, и, благодаря активной рекламе американских вооруженных сил, все чаще верят в критическое отставание российской школы проектирования БПЛА перед американской.

Источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх