Долго выбирал, в каком ключе опубликовать очередной, на мой взгляд интересный документ — в свете комментариев читателей, считающих, что колхозники во времена Сталина были настолько бесправны, что не могли даже выбраться из своей деревни, куда их "загнал Сталин" и в качестве доказательства приводящих отсутствие паспортов или же в свете новости, которую не одну неделю обсуждали наши СМИ и собственно интернет.
"Это абсолютно обязательная вещь для нас, я имею в виду и экономическую составляющую, и ряд других составляющих, связанных с демографией. Что касается экономики, то совершенно очевидно, что с развитием экономики в России нам уже не хватает, а скоро это будет очень заметно, не будет хватать рабочих рук. Это становится реальным объективным ограничителем экономического роста в стране. Это одна из серьезных проблем", — сказал Путин.
Но решил объединить эти темы, так как они немного взаимосвязаны и, пожалуй, начну с комментариев антисоветчиков.
Пару слов о самих колхозах. Повторюсь, коллективизация в нашей стране была необходима для того, чтобы заменить "соху" на "трактор", и те, кто знаком с сельским хозяйством понимает, что для обработки трактором, а тем более для уборки урожая комбайном нужны большие площади земли.
А для создания крупного хозяйства в земледелии существуют два пути— капиталистический и социалистический. Капиталистический путь означает насаждение в земледелии крупных капиталистических хозяйств, основанных на эксплуатации наёмного труда, что неизбежно сопровождается обнищанием и разорением трудящихся масс крестьянства. Социалистический путь означает объединение мелких крестьянских хозяйств в крупные коллективные хозяйства, вооружённые передовой техникой, освобождающие крестьян от эксплуатации, нищеты и бедности и обеспечивающие неуклонный подъём их материального и культурного уровня. Третьего пути не существует...
Кстати, критикам социалистического пути советую посмотреть американский фильм "Гроздья гнева", впоследствии снятый с проката во многих странах мира, рассказывающий о миллионах бесправных разорившихся фермеров, готовых работать за еду.
Кадр из фильма "Гроздья гнева". Крупный фермер приехал в городок разорившихся фермеров для найма их на работу. (Фильм "Гроздья гнева" появился в СССР лишь в качестве трофея после Великой Отечественной войны и поэтому не мог демонстрироваться на широком экране.)
Кадр из фильма "Гроздья гнева". Крупный фермер приехал в городок разорившихся фермеров для найма их на работу. (Фильм "Гроздья гнева" появился в СССР лишь в качестве трофея после Великой Отечественной войны и поэтому не мог демонстрироваться на широком экране.)
Но вернёмся к нашей стране. В начале 30-х Сталин столкнулся с той же проблемой, что и наш президент — нехваткой рабочих рук для растущей экономики СССР. Правда причина заключалась в другом...
Речь И.В. Сталина на совещании хозяйственников "Новая обстановка - новые задачи хозяйственного строительства". 23 июня 1931 г.
I. Рабочая сила
Речь идет, прежде всего, об обеспечении предприятий рабочей силой. Раньше обычно рабочие сами шли на заводы, на фабрики, – был, стало быть, некий самотек в этом деле. А самотек этот вытекал из того, что была безработица, было расслоение в деревне, была нищета, был страх голода, который гнал людей из деревни в город. Помните формулу: “Бегство мужика из деревни в город”? Что заставляло крестьянина бегать из деревни в город? Страх голода, безработица, то обстоятельство, что деревня была для него мачехой, и он готов был бежать из нее хоть к черту на рога, лишь бы получить какую-либо работу.
Так или почти так обстояло у нас дело в недавнем прошлом.
Можно ли сказать, что мы имеем теперь такую же точно картину? Нет, нельзя этого сказать. Наоборот, обстановка теперь изменилась в корне. И именно потому, что обстановка изменилась, у нас нет больше самотека рабочей силы.
Что же, собственно, изменилось за это время? Во-первых, мы ликвидировали безработицу, – стало быть, мы уничтожили ту силу, которая давила на “рынок труда”. Во-вторых, мы подорвали в корне расслоение в деревне, – стало быть, преодолели ту самую массовую нищету, которая гнала крестьянина из деревни в город. Наконец, мы снабдили деревню десятками тысяч тракторов и сельхозмашин, разбили кулака, организовали колхозы и дали крестьянам возможность жить и работать по-человечески. Теперь деревню уже нельзя назвать мачехой для крестьянина. И именно потому, что ее нельзя назвать больше мачехой, крестьянин стал оседать в деревне, и у нас не стало больше ни “бегства мужика из деревни в город”, ни самотека рабочей силы.
Вы видите, что мы имеем теперь совершенно новую обстановку и новые условия обеспечения предприятий рабочей силой.
Источник: Сталин И.В. Сочинения. – Т. 13. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1951. С. 51–80
И решилась тогда проблема нехватки рабочих рук в городах за счёт внутренних резервов — на основе договоров с колхозами и колхозниками:
Из этого вытекает, во-первых, то, что нельзя больше рассчитывать на самотек рабочей силы. Значит, от “политики” самотека надо перейти к политике организованного набора рабочих для промышленности. Но для этого существует лишь один путь – путь договоров хозяйственных организаций с колхозами и колхозниками. Вы знаете, что на этот путь стали уже некоторые хозяйственные организации и колхозы, причем опыт показал, что практика договоров дает серьезные успехи как для колхозов, так и для промышленных предприятий. Итак, организованно набирать рабочую силу в порядке договоров с колхозами, механизировать труд – такова задача...
А посему возникает вопрос, если стране были нужны рабочие руки для индустриализации, зачем нужно было его "запирать в деревне"? Зачем, если несмотря на то, что работоспособное население городов увеличилось на 6 миллионов (очевидно за счёт тех, у кого не было паспорта?)
Чтобы потом просить колхозы отпустить "хотя бы 1,5 миллиона" молодых "бесправных" сельских жителей?
И ещё, как из деревенских мальчишек могли тогда вырасти маршалы Советского Союза, профессора, академики?
Д. Т. Язов: Если на время абстрагироваться от военной составляющей, могу сказать, что не только я, но и большинство моих сверстников тем, кем мы стали, обязаны, в первую очередь, Сталину. Социализм, который он построил в "отдельно взятой стране", дал миллионам таких как я: образование, профессию, возможность совершенствоваться в своём деле. При какой другой власти мальчишка из глухого сибирского села мог стать маршалом? А ведь нас в семье было 10 детей. И поднимала мать такую ораву почти в одиночку. Отец рано умер, а позже и отчим погиб в Великой Отечественной. Всех вырастила, поставила на ноги.
Корр.: Похожая ситуация была в крестьянской семье бывшего диссидента, известного философа Александра Зиновьева. Детей было одиннадцать. Все вышли в люди. Один стал профессором, другой — директором завода, третий — полковником и так далее. В эту эпоху, — пишет Зиновьев, — "происходил беспрецедентный в истории человечества подъём многих миллионов людей из самых низов общества в мастера, инженеры, учителя, врачи, артисты, офицеры, учёные, писатели, директора" (Источник информации - портал История. РФ)
Словом, как-то не соответствует это комментариям о "бесправных и невыездных" колхозниках.
И последнее. Я знаю о современной ситуации в деревне и в малых городах не понаслышке, так как там живут мои родные. Знаю, что тысячи и тысячи молодых и не очень молодых людей не могут найти нормальную работу. Может лучше стоит нашей власти обратить внимание на внутренние резервы, а не закладывать ту социальную бомбу, которая взрывалась в Европе и гремит сейчас в Америке...
Свежие комментарии