На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 650 подписчиков

Свежие комментарии

  • Николай Попов
    Кто убил Сталина? Какая связь между убийством Сталина и «Мингрельским делом» 1951–1953 годов? https://topwar.ru/17942...«Перестройка Бери...
  • михаил дуванов
    ты глист вонючий только  дерьмо производить можешьТайны 22 июня. Ве...
  • Олег Аникиенко
    Дело в том, что Н.Морозов (этот стойкий солдатик) никогда не был астрологом и не знал астрологии. Статья ваша попсова...Астролог Николай ...

Кругосветка рейдера "Комет"

3 июля 1940 из немецкого порта Готенхафен вышел в море обычный грузопассажирский теплоход. Он взял курс на север и, обогнув Скандинавский полуостров, вошел в территориальные воды СССР. Теплоход дозаправился в одном из портов Кольского полуострова и без проблем пересек свободное ото льдов Баренцево море.

В поселке на берегу Новой земли на палубу таинственного корабля поднялись рослые люди в кожаных пальто на меху и валенках. Это были советские лоцманы капитан дальнего плавания Д. Н. Сергиевский и его коллега А. Г. Карельских. Они приняли судно под проводку и уверенно повели его в Карское море…

Советские лоцманы прокладывали путь германскому рейдеру "Комет" водоизмещением 7,5 тыс тонн, это был почти крейсер. На воооружении имел шесть 150-мм орудий, 1 орудие 75мм, 2 х 37мм и 4 х 20мм зенитной артиллерии,  6 × 533-мм торпедных аппаратов. Кроме того, "Комет" имел на вооружении два гидроплана, морские мины. Экипаж состоял из 270 человек. Запасы продовольствия и снаряжения, наличие опреснителей морской воды позволяли судну находиться в автономном плавании не менее года. Разнообразное снаряжение позволяло судну действовать во всех природных условиях: были взяты сани, меховая одежда, лыжи, тропическая форма и сетки от москитов.

Командовал "Кометом" опытный моряк, гидрограф и полярник капитан цур зее (капитан первого ранга) Роберт Эйссен. 

Пройдя пролив Маточкин Шар, "Комет" вошел в Карское море. 25 августа к "Комету" подошел ледокол "Ленин" и германский корабль вступил ему в кильватер. Суда прошли пролив Вилькицкого, а в море Лаптевых их встретил мощный линейный ледокол "Сталин". В 10 часов утра 26 августа "Сталин" повел "Комет" дальше на восток. Вскоре небольшой караван вошел в мощные ледяные поля, почти закрытые туманом. Здесь ледоколу не раз пришлось освобождать из ледяного плена застрявший в пробитом проходе "Комет". К востоку от Медвежьих островов "Комет" был встречен ледоколом "Каганович", на борту которого находился начальник морских операций восточного сектора Арктики, знаменитый ледовый капитан А. П. Мелехов. Оставался самый трудный участок пути – перед моряками открывались поля исключительно мощных льдов. "Кагановичу" приходилось неоднократно подходить к "Комету", чтобы отколоть смыкающиеся ледяные поля. Капитан Эйссен вспоминал спустя десятилетия: «Этой ночи мне никогда не забыть. Лед 9 баллов, ветер, снежные заряды. Постоянный страх за руль и винт… Отказ рулевой машины. Беспомощный дрейф. Я уже 22 часа на мостике. Снова жуткая тьма – и это в таком-то льду!» Четыре часа ушло на ремонт рулевой машины – все это время "Комет" беспомощно дрейфовал во льдах.

Вскоре "Комет" пошел на восток вслед за советским ледоколом уже по совершенно чистой воде. Ледокол поднял флажный сигнал "Желаю счастливого плавания!" и взял курс на запад. 6 сентября "Комет" прошел Берингов пролив под японским флагом. В ноябре 1940 года, пополнив запасы горючего и продовольствия в Японии, "Комет" пошел дальше на юг и приступил к охоте за пассажирскими и грузовыми судами. Он был замаскирован под японское грузовое судно "Манио Мару" 

и охотился вместе с японским рейдером "Орион" (Маебаши Мару) и воспомогательным судном "Кулмерланд" (Токио Мару). Двадцать пятого ноября в новозеландских водах неподалеку от островов Чэттэм они потопили свою первую жертву – небольшой грузовой пароход "Холмвуд". Двадцать седьмого ноября немецкие рейдеры потопили крупный лайнер "Рэнджитайн" водоизмещением 16 000 тонн, направлявшийся в Великобританию с несколькими тысячами тонн мяса и продовольствия. Капитан лайнера, однако, сумел передать по радио сигнал тревоги.  На следующий день крейсер "Ахиллес" и тральщик "Пурири" прибыли на место исчезновения "Рэнджитайна", но нашли только плавающие обломки, пустую шлюпку и нефтяные пятна на воде. Ничего не удалось найти и экипажам гидропланов, запущенных с "Ахиллеса".

6 декабря "Комет" и "Орион" потопили грузопассажирское судно "Триона" между Соломоновыми островами и Науру. На следующий день "Комет" потопил норвежское судно "Винни". Восьмого декабря "Орион" потопил фосфоритовоз "Триадик" на виду у жителей острова Науру, затем догнал и потопил транспорт "Триастер". Радиостанция Науру передала радиограмму в штаб австралийского ВМФ, всем судам, находившимся в этом районе, был отдан приказ рассеяться и двигаться в другие порты.

В то время ВМФ Австралии мало что могло предпринять для защиты морских коммуникаций: в Тихом океане не было ни одного австралийского военного корабля. Ближайшим портом, где находилось военное судно "Маноора" (воспомогательный крейсер), был Дарвин, расположенный в четырех днях пути. Штаб ВМФ знал, что 5 декабря близ берегов Нового Южного Уэльса на минах, поставленных другим немецким рейдером "Пингвин", подорвалось грузовое судно "Нимбин", двумя днями позже – британский теплоход "Хартфорд". Так война подступила к берегам Австралии. К слову, австралийские коммунисты тем временем продолжали агитацию против «империалистической» войны и записи в армию.

Штаб австралийского ВМФ обратился к британскому адмиралтейству с просьбой вернуть определенное количество австралийских военных кораблей из Средиземного моря в Австралию.

21 декабря 1940 года "Комет", "Орион" и "Кулмерланд" (прямо "волчья стая") встали на якорь близ острова Эмирау, к северу от Кавьенга. На берег высадили всех пленных членов экипажей и пассажиров с потопленных судов за исключением небольшого числа попавших в плен военнослужащих. На берегу оказалось около 500 человек. Им оставили небольшую лодку для того, чтобы они смогли добраться до более крупного острова и обратиться за помощью. Позднее освобожденные пленники высоко отзывались о капитане Эйссене, который вел себя образцово по отношению к ним. Немецкие рейдеры, как правило, открывали предупредительный огонь по грузовым и пассажирским судам только в том случае, если последние не подчинялись приказу остановиться. Топили суда после того, как с них были сняты команда и пассажиры.

После захода на Эмирау "Кулмерланд" отправился обратно в Японию, "Орион" – к острову Мауг в Мариинском архипелаге для ремонта двигателя. Капитан Эйссен повел "Комет" обратно к Науру для бомбардировки портовых сооружений. Остановившись на траверзе острова, "Комет" поднял военный флаг Кригсмарине и послал радиосигнал с приказом очистить причалы и нефтехранилище. Но поскольку толпа любопытных не расходилась, Эйссен дал предупредительный выстрел, который быстро разогнал зевак. Затем начался артобстрел, оставивший на месте порта руины. Примечательно, что пожар уничтожил крупный штабель фосфоритов, уже закупленных японцами, столь опрометчиво предоставившими немецким рейдерам возможность промежуточного базирования в своих портах. "Комет" тем временем шел на юг...

Оставленные на берегу острова Эмирау члены экипажей и пассажиры потопленных судов каким-то образом узнали о планах бомбардировки Науру. Те, кто сумел вовремя добраться до Кавьенга, отправили в штаб австралийского ВМФ предупреждение о готовящемся нападении, но военных кораблей, способных предотвратить рейд, просто не было. Это и стало последней каплей, переполнившей чашу терпения. Крейсер "Сидней" и вспомогательный крейсер "Вестралия" срочно были отозваны домой из Средиземного моря. В начале января 1941 года "Сидней", блестяще проявивший себя в боях с кораблями итальянского ВМФ, отправился в Австралию. Девятого февраля крейсер прибыл в Сидней, где был восторженно встречен жителями города.

Примерно в это же время, 3 декабря 1940 года, от причала в Гданьске отошел еще один немецкий рейдер – "Корморан". На второй день плавания рейдер замаскировался под советское грузовое судно "Вячеслав Молотов", порт приписки – Ленинград. Все надстройки были выкрашены в коричневый цвет, труба – в черный с красной полосой. На мачте был поднят красный флаг. Некоторое время после этого команда развлекалась, используя в обращении слово «товарищ» и приветствуя друг друга по рот-фронтовски поднятием вверх согнутой в локте правой руки со сжатым кулаком. Офицеры не обращали на это внимание, справедливо считая это признаком хорошего расположения духа…

Однако вернемся на "Комет". После бомбардировки Науру капитан Эйссен повел рейдер к берегам Новой Зеландии для охоты на торговом пути Новая Зеландия – Панама. Здесь он достиг самой южной точки своего плавания – команда увидела берега Антарктиды. В конце февраля 1941 года капитан Эйссен получил приказ переместиться в юго-восточный сектор Индийского океана. Он знал, что крейсер "Сидней" базируется во Фримантле (морской порт близ Перта), и старался держаться подальше от побережья Западной Австралии, понимая, что при встрече с первоклассным крейсером его шансы будут невелики. Несколько месяцев рейдер безуспешно искал новые жертвы вдали от обычных маршрутов грузовых и пассажирских судов. Удача, казалось, покинула "Комет". Двадцать первого мая согласно новому приказу Комет вновь отправился в Тихий океан.

В начале августа капитан Эйссен услышал по радио репортаж о том, что патрульные самолеты австралийских ВВС выгнали немецкие рейдеры из своих территориальных вод, и сделал в бортовом журнале соответствующую запись. Опытный моряк хорошо понимал, что подобная задача была австралийцам не под силу – слишком велик континент. Однако, вполне вероятно, что радиорепортаж сыграл свою роль в его решении переместиться ближе к берегам Новой Зеландии, а затем двинуться на восток к берегам Южной Америки. Четырнадцатого августа неподалеку от Галапагосских островов "Комет" наткнулся на британское судно "Australind". Его радист пытался передать сигнал бедствия, и корабль был обстрелян, в результате чего погибло несколько моряков. Уцелевшие члены команды были сняты с британского судна, после чего оно было взорвано. Через пять дней немецкий рейдер захватил голландское судно "Кота Напан" и потопил британский транспорт "Девон". На захваченное голландское судно перевезли большую часть пленных, призовая команда повела "Девон" в Атлантику и дальше в Германию (позднее у берегов Сьерра-Леоне на него перегрузит своих пленников немецкий рейдер "Атлантис"). 

Последний отрезок пути по Атлантике оказался наиболее трудным – "Комет"  постоянно атаковали британские самолеты. Но и здесь удача сопутствовала капитану Эйссену – одна из бомб угодила в "Комет", но не взорвалась. 16 ноября 1941 во Францию успешно пришёл трофейный "Кота Нопан", а 26 ноября, встреченный своими подводными лодками, прибыл в Шербур и "Комет". 28 ноября он с мощным охранением прошёл Ла-Манш и 30 ноября 1941 был уже в Куксхафене, затем перешёл в Гамбург. Экипажу была организована торжественная встреча: в Берлине в присутствии нацистского руководства прошло чествование моряков. Совершив кругосветное путешествие, "Комет" провёл в плавании 516 дней и оставил за кормой в общей сложности около 87 000 миль в четырёх океанах. Общий тоннаж потопленных и захваченных "Кометом" 10 судов составил примерно 42 000 брт.

Второй поход с новым экипажем под командой капитана цур зее Ульриха Брокзина начался в осенью 1942. Всего лишь через неделю после выхода из Гамбурга "Комет", несмотря на сильное охранение, был атакован британскими торпедными катерами в Ла-Манше у мыса Хога на траверзе Шербура. Две торпеды, выпущенные катером MTB236, попали в корабль, после чего сдетонировали боеприпасы; судно раскололось на две части и ушло на дно. Погиб 251 человек, спасённых не было.

Источники:

https://tverdyi-znak.livejourn...

https://ru.wikipedia.org/wiki/...

https://hydrok.livejournal.com...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх