Нельзя забывать, что хотя рабство в США давно исчезло, вопиющая дискриминация афроамериканцев продолжилась и в 20 веке при полном попустительстве закона, а на более тонком уровне сохраняется и поныне. В том числе и в связи с этим автор называет позорным нежелание американского правительства хотя бы рассмотреть вопрос о репарациях потомкам рабов.
Джейсон Николс (Jason Nichols)
В среду, в день отмены рабства (ежегодно в 42 штатах США 19 июня отмечается День освобождения рабов. Данный праздник с отменой рабства в штате Техас в 1865 году — прим. ред.), демократы из Палаты представителей выступили с разумным предложением создать комиссию, чтобы рассмотреть вопрос о компенсациях потомкам порабощенных афроамериканцев — чем привели в ярость республиканцев.
Позорная неспособность правительства США хотя бы рассмотреть вопрос о репарациях для потомков людей, с которыми обращались как с животными и которых лишили самых основных прав, не является оправданием для игнорирования этой проблемы.
О компенсации потомкам порабощенных африканцев за бесчеловечное обращение вопиют справедливость и нравственность, и к тому же масштабы их эксплуатации вполне можно измерить. Рабство было отменено в 1865 году, но это не дает права отмахиваться от законных требований потомков рабов добиться запоздалого правосудия.
На самом деле, репарации чуть было не стали реальностью еще в 1865 году. Полководец северян генерал Уильям Шерман (William Sherman) собирался выделить бывшим рабам 400 тысяч акров земли на побережье и даже издал об этом приказ номер 15. Но вскоре после этого произошло покушение на президента Авраама Линкольна (Abraham Lincoln), и его преемник Эндрю Джонсон (Andrew Johnson) приказ Шермана отменил.
В 1989 году член Палаты представителей Джон Коньерс (John Conyers), демократ от штата Мичиган, представил законопроект о «Комиссии по изучению и разработке предложений по репарациям афроамериканцам» и регулярно вносил его на рассмотрение почти 30 лет. Сегодня этот же законопроект продвигает член Палаты представителей Шейла Джексон Ли (Sheila Jackson Lee), демократ от штата Техас. В среду его заслушал судебный комитет Палаты представителей. Нельзя забывать, что хотя рабство давно исчезло, вопиющая дискриминация афроамериканцев продолжилась и в 20 веке при полном попустительстве закона, а на более тонком уровне сохраняется и поныне. И нельзя отрицать, что чернокожие американцы сильно отстают от белых по уровню благосостояния, владению имуществом, образованию и многим другим параметрам.
И возник этот разрыв отнюдь не от их безнравственности или отсутствия честолюбия — тяжкое наследие рабства и жестокой расовой дискриминации продолжает тяготеет над нами и сегодня.
Рабство остается несмываемым пятном на репутации Америки, как бы некоторые ни старались его забыть и отмахнуться от него как от предания старины, не имеющего к сегодняшнему дню никакого отношения.
Сотни лет узаконенного рабства были самым жестоким, бесчеловечным и постыдным периодом в истории нашей страны — сложно представить себе поступки более варварские и унизительные.
Людей продавали с молотка, как скот, избивали, разлучали с близкими, насиловали и подвергали сексуальной эксплуатации.
Текст Декларации независимости — прекрасного документа и воплощения человеческих прав — на чернокожих не распространяются. Представьте себе, каково было рабам в 1776 году слышать слова: «Мы считаем за очевидные истины, что все люди сотворены равными, что им даны их Творцом некоторые неотъемлемые права — в числе которых находятся жизнь, свобода и право на счастье». Каково это — сознавать, что вы этих прав лишены?
Загладить свою вину перед рабами или как-то восполнить эмоциональные и физические утраты мы не в силах. Но основой рабовладельческой системы всегда был капитализм. Поэтому мы можем, по крайней мере, обсудить экономическую составляющую и посмотреть, возможна ли ли хоть какая-нибудь форма компенсации пострадавшим от ее наследия.
Вокруг репараций бытует немало недоразумений. Многие ошибочно полагают, что с отменой рабства никаких компенсаций никому не полагалось. Однако в 1862 году Конгресс постановил выплатить рабовладельцам по 300 долларов за раба (по нынешним ценам это примерно 6 100 долларов) за потерю «имущества».
А что насчет тех, с кем обращались как с имуществом? Забудьте и думать, они не получили ни гроша.
Комиссия, которую предлагает Шейла Джексон Ли, — идея здравая и справедливая. Она не определяет размер компенсации потомкам рабов и не рассуждает ни о денежных выплатах, ни о коллективных программах ради равных возможностей для афроамериканцев.
Если мы искренне верим в «Америку превыше всего» (слоган времен Вудро Вильсона и Уоррена Гардинга, позднее взятый на вооружение Дональдом Трампом, прим. перев.), что мешает нам обеспечить достойную компенсацию гражданам, пострадавшим от многовекового расизма?
Перечислить все виды дискриминации чернокожих американцев, процветавшие даже после того, как конец рабству положила эмансипация, здесь не хватит места. Стоит лишь упомянуть лишение права голоса, дискриминацию в сфере образования и при найме на работу, несправедливые приговоры за несовершенные преступления, полицейский произвол, недопущение ко многим государственным программам, отказ в доступе к ипотеке, дискриминацию в общественных местах и многое другое.
Улучшилось ли положение с годами? Разумеется, да. Расовая дискриминация давно под запретом — но было бы наивностью утверждать, что она прекратилась.
Лидер сенатского большинства Митч Макконнел (Mitch McConnell), республиканец от штата Кентукки, сообщил журналистам, что смысла в репарациях он не видит.
«Мне кажется, нам, американцам, всегда есть к чему стремиться, но никто из ныне здравствующих людей к рабству не причастен. Не думаю, что есть смысл вообще рассматривать вопрос о компенсациях. Для начала будет непросто выяснить, кому репарации полагаются, а кому — нет. Так что вряд ли это хорошая идея», — сообщил Макконнел.
Однако Макконнелл упускает из виду, что корпорации, некогда нажившие на рабстве огромные прибыли, до сих пор существуют. К ним относятся «Нью-Йорк лайф» (New York Life), «Джей-Пи Морган Чейз» (JP Morgan Chase), «Флит бэнк» (в 2004 году он слился с «Бэнк оф Америка») и «Си-эс-экс» (CSX). Все они в прошлом имели отношение к работорговле.
Рабский труд некогда использовался и в ряде крупных университетов — включая Университет Мэриленда, который я нежно люблю и которому посвятил последние 25 лет своей жизни. Так что пережитки рабства — вокруг нас.
Макконнелл, уроженец Алабамы, сам еще застал то время, когда во флагманском университете его родного штата царила сегрегация. Когда из-за тихой и спокойной негритянки по имени Отерин Люси (Autherine Lucy), которая просто пришла учиться, в Университете Алабамы разгорелись беспорядки, Макконнел был еще подростком.
Некоторые возразят, что платить налоги за то, что тебя не касается, нельзя, но им стоит освежить свои знания о том, как устроено налогообложение.
Налоги вы платите безотносительно того, обращаетесь вы в полицию и в пожарную службу — или нет. На ваши доллары чинят дороги, пусть вы никогда по ним не проедете. На них строятся школы, куда никогда не пойдут ваши дети. Хотите вы того или нет, но на них ведутся войны и предоставляется помощь иностранным государствам — пусть их правительства вам и не по душе.
В конце концов, все, чего добивается поступивший в Палату представителей законопроект — это простое расследование. Если банальный вопрос, как построить более справедливое общество для цветных, наталкивается на столь резкую отповедь со стороны республиканцев, может, мы и не так далеко ушли от рабства, как некоторым кажется.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Свежие комментарии