Если кто-нибудь, например, инопланетянин, решил бы узнать как обстояли дела в СССР примерно в 1937 году (1936-1939), при этом в его распоряжении были бы только изобразительные материалы: живопись и графика, то советская жизнь предстала бы такой…
В рыбном магазине. 1938 г. Юлий Юльевич Клевер (младший) (1882-1942).
На картине изображена сцена в отделе живой рыбы рыбного магазина: продавец демонстрирует покупательнице только что выловленную из большого аквариума крупную рыбину, которую она с интересом рассматривает.
Интерьер магазина богато украшен: стены облицованы полированным камнем и декорированы зеркалами, вода в аквариум поступает из каменной чаши, которая отражается в зеркале. За спиной продавца другие покупатели: двое мужчин, разглядывают товар в витрине, проходит пионер с портфелем.
Картина написана для выставки «Пищевая индустрия» 1939 года и демонстрировала успехи в освоении рыбных ресурсов страны. Одной из основных задач второй пятилетки являлось обеспечение населения важнейшими продуктами, в том числе рыбой.
В целях увеличения лова рыбная промышленность ежегодно пополнялась моторными судами, в морях была организована система радиосвязи, включавшая 360 приёмных и передаточных станций, имелось 16 самолётов для разведки хода рыбы. Техническое оснащение рыбной промышленности позволило освоить новые бассейны.
Рыбную промышленность обслуживали два крупнейших судоремонтных завода, 14 верфей деревянных судостроений, 26 бондарных завода, в том числе 2 оснащённых новейшим оборудованием.
Автор картины Юлий Юльевич Клевер (младший) (1882-1942) получил первоначальное художественное образование у своего отца, позже учился в Мюнхенской Академии изобразительных искусств.
С 16 лет принимал участие в выставках Санкт-Петербургского товарищества, Товарищества художников, Товарищества имени А. Куинджи и других. Преподавал в Рисовальной школе ТПХ в Петербурге. Жил и работал в Петербурге-Ленинграде.
Его произведения находятся в музеях Ульяновска, Краснодара, Рязани, ГМВЦ «РОСИЗО», частных собраниях.
2.
«Мастера тортов». 1937-1938 гг. Яновская (Ряжская) Ольга Дмитриевна (1900-1998).
На картине изображен кондитерский цех, в котором изготавливаются торты и пирожные. Он состоит из смежных помещений. На заднем плане сотрудники в белых халатах подготавливают торты для украшения. На переднем плане стол с тортами и кексами, лежащими на бумажных салфетках.
Слева пожилой мужчина в очках, одетый в поварской костюм, заканчивает украшать большой праздничный торт в виде шоколадной вазы с розами, стоящей на бисквитном основании. Около стола стоит женщина, держащая в поднятых руках лотки с разнообразными пирожными.
Развитию пищевой, в частности, кондитерской, промышленности уделялось большое внимание в эпоху индустриализации. В годы довоенных пятилеток в разных городах страны было построено 50 новых кондитерских фабрик, а большинство старых подверглись реконструкции – заменена старая техника, механизированы многие производственные процессы.
В 1939 году в Москве в ЦПКиО им. А.М. Горького была открыта выставка «Пищевая индустрия» (филиал выставки «Индустрия социализма»), для участия в которой была приглашена Ольга Дмитриевна Яновская, представившая картину «Мастера тортов».
Ольга Дмитриевна Яновская (1900-1998) - живописец, член Союза художников СССР. Училась в частной художественной студии в Киеве (1916). С 1922 жила и работала в Москве, где посещала занятия студии Ильи Машкова (с 1923), а в 1928-1929 центральной студии АХХР. С 1922 становится членом АХХР.
В выставках Ассоциации участвовала с 1926. Преподавала в полиграфическом институте. Её работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, ГМВЦ «РОСИЗО», некоторых региональных музеях. Наибольшее число картин хранится в Острожском историко-культурном заповеднике.
3.
«Водная станция». Первая половина ХХ в. Еремина Татьяна Алексеевна (1912-1995), ученица Александра Дейнеки.
Композиция демонстрирует вид на реку с вышкой для прыжков в воду. На переднем плане по асфальтированной набережной вереницей идут вправо двое молодых мужчин.
Впереди – босой, в длинном красном халате, в купальной шапочке, придерживает правой рукой полотенце на плече. За ним идет светловолосый юноша в плавках и в красных пляжных тапочках, с полотенцем на согнутой в локте руке. За ними в трехчетвертном повороте стоит, поправляя шапочку для купания, белокурая девушка в черном купальнике с поясом и в черно-белых полосатых босоножках.
На втором плане изображены купальщики, идущие к вышке и стоящие на пирсе и на площадке вышки. Находящийся на ее вершине человек готовится к прыжку. На дальнем плане - покрытый деревьями противоположный берег, справа виднеется круглая беседка, увенчанная красным флагом. Яркое солнце освещает фигуры и отражается в синей воде.
Исполненная в традициях ОСТа композиция утверждает классические идеалы античности, такие как красота молодого здорового тела, в занятиях спортом достигающего совершенства, а также единство человека и природы. Все эти ценности утверждались идеологией партии в 1930-е годы.
Автор эстампа Еремина Татьяна Алексеевна (1912-1995) училась в Московском областном художественном педагогическом училище памяти 1905 года (1927-1931), затем в Московском художественном институте (1931-1938).
С 1934 г. сотрудничала в журналах «30 дней», «Смена», «Мурзилка». С 1930-х гг. работала в области плаката. С 1950-х гг. иллюстрировала и оформляла книги для издательств «Детская литература», «Детский мир» и др. 1966 – Заслуженный художник РСФСР.
4.
Физкультурница в купальном костюме. 1939 г. Михаил Осипович Штейнер.
Молодая улыбающаяся девушка с гладко зачёсанными волосами в тёмно-синем купальнике изображена в рост в интерьере плавательного бассейна. Она стоит на верхней площадке трамплина для прыжков, облокотившись одной рукой на поручень, другая рука с купальной шапочкой на бедре.
Сзади неё внизу водная поверхность с двумя плывущими спортсменами. Несколько пловцов у бортиков бассейна в воде, другие сидят на скамьях или собираются войти в воду. Зрители сидят и стоят на трех ярусах трибуны, один из парапетов которой украшен белыми статуями спортсменов.
Улыбающаяся, спокойная, с подтянутой фигурой, героиня портрета символизирует тех советских людей, для которых физкультура стала частью жизни. «Атлетом можешь ты не быть, но физкультурником – обязан» призывал известный плакат А. Дейнеки.
В 1930-х годах окончательно сложилась система физического воспитания в СССР. По своему разнообразию и масштабности она не имела себе равных в мировой истории физической культуры, охватывая все группы населения.
Автор картины Михаил Осипович Штейнер (1906-1979) родился в Одессе. Занимался в Центральной художественной студии Ассоциации художников революционной России (АХРР) (1926—1929). Работал в жанре портрета. Член Московского Союза советских художников с 1932 года. Участник художественных выставок с 1929 года. Участник Великой Отечественной войны, закончил войну в Берлине, фронтовой художник.
За воинские заслуги Михаил Осипович награжден Орденом ВОВ 2-ой степени и медалью за Победу над Германией. В 1939 принял участие в одной из самых масштабных выставок 20-ого века «Индустрия социализма», где экспонировались портреты летчика героя Советского Союза М.М. Громова и авиаконструктора Н.Н. Поликарпова.
5.
«Демонстрация за заем». 1937 г. Шестаков Николай Иванович (1883-?).
Картина демонстрирует сцену на краю села, на лугу, где собралась большая часть населения колхоза. На переднем плане, облокотившись на стол, покрытый красной тканью, колхозницы и колхозники наблюдают за тем, как один из них подписывает бумаги о согласии на государственный займ.
За происходящим следит стоящий впереди молодой партийный работник в костюме и шапке. За ними множество крестьян разного возраста и пола, одетые в крестьянскую одежду дореволюционного типа, стоят, ожидая своей очереди.
На заднем плане демонстрация – шествие колхозников со знаменами в праздничной одежде, следующих за двумя тракторами. Мальчишки едут, оседлав кожухи колес. Лица девушек озарены улыбками, на лицах мужчин прочитывается одобрение. Картина написана для выставки «Индустрия социализма».
Государственные займы были обычной практикой в советской экономике в 1920-1930-е годы, приносившей серьезные доходы в казну в годы интенсивного промышленного развития страны. Проводились они в добровольно-принудительном порядке и сопровождались усиленной пропагандой и агитацией.
Шестаков Николай Иванович (1883-?), художник. Состоял в творческих объединениях «Московские живописцы», «Общество московских художников».
6.
«Будущие химики» (В школьной химической лаборатории), 1937. Николай Михайлович Чернышёв (1885-1973).
На картине изображены занятия учеников в химической лаборатории. Это большая светлая комната с огромным окном, в которой занимаются ученики-пионеры. На переднем плане за столом, заставленном приборами – мальчик, проводящий опыт на спиртовке, за его работой наблюдает сидящая рядом пионерка, рядом со столом стоит мальчик, разглядывающий пробирку с жидкостью.
В глубине кабинета на фоне окна и подоконника, уставленного химической посудой, две девочки – одна сидит лицом к окну, вторая слушает указания учительницы. Это молодая женщина белом халате, стоящая спиной к зрителю справа у шкафа с реактивами. За окном зимний пейзаж, видны заснеженные крыши домов.
Химии как важнейшей составляющей обороноспособности страны уделялось большое внимание. Подготовка специалистов велась уже на уроках в школах. Школы старались оборудовать специальными помещениями-лабораториями для проведения опытов.
Картина написана для выставки «Индустрия социализма» 1939 г. Она демонстрирует, что задача, поставленная Вторым пятилетним планом, – добиться решающих сдвигов в развитии химии, решается и в школах.
Автор картины Николай Михайлович Чернышёв (1885-1973) – живописец, график, искусствовед. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавателями были А.Е. Архипов, С.А. Коровин, В.А. Серов, в студии Жюльена в Париже, училище при Академии художеств, изучал технику офорта и монументальной живописи в мастерских В.В. Матэ и Д.И. Киплика.
Участвовать в выставках начал в 1906. Член художественных объединений «Московский салон», «Мир искусства»; один из учредителей Союза художников и поэтов «Искусство-Вхутемасе-Вхутеине. Участвовал в зарубежных выставках советского искусства (Лондон, Венеция, Нью-Йорк…). Имел звания заслуженного художника и народного художника РСФСР.
7.
Скульптурная лаборатория Ломоносовского фарфорного завода, 1936-1937. Тихова-Финкельштейн Мария Львовна.
Картина написана специально для выставки «Индустрия социализма», 1939, где выставлялась с названием «Искусство входит в быт (Скульптурная мастерская Ломоносовского завода)».
Изображена скульптурная мастерская Ленинградского фарфорового завода. На столах и в шкафу представлены изделия из ассортимента завода. Показаны разные этапы работы над произведениями. В центре комнаты около станка стоит темноволосая женщина в белом халате, которая лепит скульптуру – всадника на лошади. Это портретное изображение знаменитой художницы-керамистки Н.Я. Данько.
В левой части картины у окна расположен стол со скульптурами и вазами, одну из которых расписывает женщина-художник в тёмном халате. После революции фарфору отводилась важное место в борьбе за идеологическое наполнение повседневного быта советского человека.
Базой для создания созвучного социалистическому быту фарфора стал Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ). В 1936 году производство этим заводом художественного фарфора увеличилось почти в пять раз. Начали выпускать больше скульптуры, которая отражала тематику современной жизни. Была создана серия произведений к 100-летию смерти А.С. Пушкина, возобновилось изготовление крупных ваз.
На Всемирной выставке в Париже в 1937 году фарфор ЛФЗ получил золотую медаль. Среди работ, представленных на этой выставке, были произведения скульптора-керамиста Натальи Яковлевны Данько (1892-1942), которая изображена на картине. Её творчество - одна из самых ярких страниц в истории советского фарфора 1920-1930-х годов.
В 1931 году была открыта первая художественная мастерская для создания образцов массового производства и за пять лет Данько создала более тридцати моделей.
Мария Львовна Тихова (1882-?). Художественное образование получила во Всероссийской Академии Художеств у Д.Н. Кардовского. По окончании Академии получила звание художника живописи. Участвовала в выставках: Нового общества художников, картин петроградских художников всех направлений в Петрограде, картин московских и ленинградских художников, посвящённой 25-летию художественной и педагогической деятельности профессора Д.Н. Кардовского в Москве.
8.
«Стахановки завода им.ОГПУ». 1936-1937. Тихов Виталий Гаврилович.
Написана для выставки «Индустрия социализма». Темой картины является творческое участие рабочего человека в производственном процессе, усовершенствовании технологии и повышении производительности труда.
Художник воссоздает просторный цех Государственного оптико-механического завода имени ОГПУ (ГОМЗ). Цех освещается через высокие окна ленточного остекления, за которым видна панорама города.
В цехе – молодые женщины в рабочей одежде – халатах разного цвета и цветных косынках работают за длинными столами, где стоят лампы с зелеными абажурами. На некоторых столах лежат фотокамеры.
На первом плане за столом группа коллег собралась вокруг большого фотоаппарата, видимо, обсуждая производственный процесс. Одна из работниц пишет, рядом с нею чернильница, книга и листы бумаги.
Внимание всех женщин в цеху привлечено к обсуждению, те, кто рядом со столом, молча и сосредоточенно смотрят на пишущую, те, кто поодаль, оторвались от работы и участвуют в обсуждении.
В 1930-е гг. на ленинградском заводе ГОМЗ была создана первая киносъемочная камера КС-1 и начато серийное производство первого в СССР массового любительского фотоаппарата "Фотокор N1".
Виталий Гаврилович Тихов (2 [14] февраля 1876, Киевская губерния, Российская империя - 1939, Ленинград, СССР) — русский и советский живописец, работавший в жанре ню, с 1916 года — экспонент Товарищества передвижных художественных выставок.
В 1930-е годы живопись художника претерпела изменения, В.Г. Тихов пишет картины посвящённые строительству нового общества, индустриализации, Рабоче-крестьянской Красной армии и флоту.
Участвовал в выставках «Пятнадцать лет Рабоче–крестьянской Красной Армии» в 1933 и «Двадцать лет Рабоче–крестьянской Красной Армии» в 1938 годах.
9.
«Завод «Шарикоподшипник». 1936-1937 гг., гор. Москва. Орлова Вера Александровна (1904-1993).
Картина показывает сцену в заводском цеху, где на фоне панорамного окна стоят крупные станки – на них трудятся рабочие. На переднем плане за большим столом, заставленным стопками и пирамидками подшипников, сидит женщина в коричневом халате и красной косынке. Она передает подшипник мужчине, который осматривает его в лупу.
Перед ними, спиной к зрителю, стоит женщина в белой косынке, держа обеими руками пирамидку из подшипников. У ее ног стоит металлическая тачка с той же продукцией. По всей видимости, изображен Московский подшипниковый завод, основанный в 1932 году и являющийся старейшим предприятием отрасли в России.
Экспонировалась на выставке «Индустрия социализма», Зал 12, Кат. С. 104 под названием «Молодые мастера точности (На заводе «Шарикоподшипник)».
Художник Вера Александровна Орлова (1904-1993) получила образование в Сталинградской художественной школе (1920-1925), по окончании которой участвовала на выставках в Сталинграде, Саратове и Москве.
С 1925 г. — член сталинградского филиала АХРР. В 1929 г. работает в студии В. Е. Савинского в Ленинграде. С 1930 г. переезжает в Москву и вскоре становится участницей крупнейших художественных выставок.
10.
Женский цех завода Севкабель, 1936 г., г. Ленинград. Давид Ефимович Загоскин (1890-1942).
Создана для выставки «Индустрия социализма». На картине изображён цех завода «Севкабель», в котором работают молодые женщины. Это был старейший кабельный завод в России (основан в 1879), получивший название «Севкабель» (Северный кабельный ) в 1918 г. За годы первых пятилеток был полностью перевооружён.
В 1930-х годах в связи с реализацией плана электрификации страны производство кабельной продукции приобрело огромное значение. Цех по производству эмальпровода, изображённый Д.Е. Загоскиным, стал самым крупным в Европе. До начала войны было выпущено 962 тонны эмалированной проволоки.
Цех завода изображен на картине светлым, с огромными окнами. В нем возле агрегатов работают 5 девушек. В центре композиции два станка, перед которыми на подставках-лесенках молодые работницы: девушки в легкой летней одежде. Слева, наклонившись к нижней части станка, работает девушка со светлыми волосами, в розовато-голубом платье. На заднем плане у окна стоит девушка с поднятой рукой, еще одна, сидящая на корточках, видна справа.
Автор картины Давид Ефимович Загоскин (1890-1942) учился в Одесском художественном училище в 1916-1917. В 1918 переезжает в Саратов и в 1918-1922 учится, а затем и преподаёт в Саратовских высших художественных мастерских.
В августе 1922 переезжает в Петроград, где в 1922-1926 преподает в Петроградском высшем художественно-техническом институте. Получает звание профессор рисунка. В 1926-1932 является участником общества «Круг художников».
До 1931 председатель секции ИЗО и член правления Центрального Дома искусств. В 1926-1936 вновь приглашен преподавать в Ленинградский ВХУТЕИН на скульптурный факультет на должность доцента живописи. В 1930-х много ездил в командировки в колхозы и коммуны.
11.
Комсомолки завода «Светлана» (Ленинград). 1937. Ситтаро Алексей Гумбертович. Холст, масло, 174 х 226 см. Идентификационный номер Арх. 148/Ж. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО». Source
На картине изображен один из цехов электровакуумного завода «Светлана». Здесь работают молодые женщины, которые занимаются изготовлением больших и среднего размера технических сосудов из прозрачного стекла.
На переднем плане слева молодая женщина в ярком розовом платье, в правой руке она держит горелку, пламя которой направлено на кончик большого сложной формы стеклянного сосуда (колбы). В глубине длинный стол с деревянной подставкой с таким же колбами. Справа молодая женщина в косынке и рабочем халате укладывает маленькие стеклянные сосуды в ящик.
Завод «Светлана», выпускавший с 1914 г. электролампы (название предприятия - это аббревиатура: СВЕТовыеЛАмпыНакаливания) национализирован в 1920 г. В 1928 после объединения с Ленинградским электровакуумным заводом получил название, «Электровакуумный завод «Светлана». Здесь изготовлялся весь ассортимент электровакуумных приборов тех лет.
На заводе было создано Исследовательско-конструкторское подразделение, созданное на заводе, вело непрерывный научный поиск, создавая новые образцы изделий и проводя исследования технологических проблем. «Светлана» становится основным научно-техническим и производственным центром советской электроники. За период с 1933 по 1941 годы было разработано более 400 типов приборов.
Картина написана для выставки «Индустрия социализма» (1939), демонстрировавшей достижения советской промышленности.
Автор картины – художник Алексей Гумбертович Ситтаро (1906-1942) окончил три курса Ленинградского художественно-промышленного техникума, в 1928 поступил на графический факультет ВХУТЕИНа, затем перевёлся на живописный, получил звание художника монументальной живописи (1931). Его дипломной работой стала настенная роспись в Доме отдыха «Кубуч» под Ленинградом. ЧленЛОСХа.
Выполнял художественное убранство площадей и зданий города в праздники, но основной профессией считал станковую живопись. Его произведения экспонировались на всех довоенных выставках ЛОСХа. Картины А.Г. Ситтаро хранятся в музеях Ленинграда и других городов, в ГМВЦ «РОСИЗО».
12.
«Коммуна заводской молодежи». 1937 г. Штанге Ирина Дмитриевна.
Картина представляет собой жанровую композицию в пейзаже. Сцена происходит перед крытой террасой деревянного дома, занимающего левую часть среднего плана. На террасе девушка в желтой кофте ставит полевые цветы в стеклянную банку. Юноша в светлом костюме полотенцем на шее спускается со ступеней крыльца, следуя за парой, покидающей двор спиной к зрителю.
На первом плане группа молодежи: рядом с молодым человеком в белых рубашке и брюках ведет велосипед, по сторонам от него стоят две девушки в синем и красном платьях, у обеих в руках белые косынки. Перед ними на сочной зеленой траве, покрывающей весь двор дома, спиной к зрителю сидит девушка в белом платье с синим орнаментом. На дальнем плане за деревянным забором - распаханное поле и пустошь, на горизонте – лесок.
В правом нижнем углу виден край застеленного белой скатертью стола с натюрмортом из белой посуды, вишен в вазе и анютиных глазок в стакане. Социальное звучание картины заключено не только в раскрытии темы отдыха нового поколения созидателей, но и в идиллической трактовке отношений между персонажами.
Картина экспонировалась на выставке «Индустрия социализма» под названием «Заводская молодежь на даче».
Ирина Дмитриевна Штанге родилась в Петербурге в 1906 году. Училась на живописном факультете Центральных художественных курсов Главпрофобра при АХРР-АХР под руководством И.И. Машкова (1923-1930). С 1928 г. – участник выставок. Член объединения АХР. В 1991 г. состоялась персональная выставка работ художницы в Москве.
13.
«Сбор плодов в совхозе Чаква». 1936. Берингов Митрофан Михайлович.
На картине на первом плане в центре изображен процесс загрузки урожая мандарин в машину - рядом с горой с растущим на ней деревом стоит зелёный грузовик, кузов которого уже полностью заполнен мандаринами.
Возле машины стоит мужчина, высыпающий фрукты в кузов из узкой высокой корзины. К машине цепочкой движутся мужчины и женщины с корзинками, заполненными мандаринами. Вокруг растут мандариновые деревья, за ними высокие холмы с чайными кустами. На заднем плане синие вершины гор.
На картине изображен завершающий этап сбора урожая - погрузка мандарин в машину. В совхозе Чаква собирали хорошие урожаи этих фруктов. Расположен совхоз на берегу Чёрного моря в Кобулетском районе Аджарской АССР. В 1936 в совхозе побывала группа художников, Берингов был одним из них. Картина «Сбор мандаринов в совхозе Чаква» написана для выставки «Пищевая индустрия».
Митрофан Михайлович Берингов (1886-1937) получил первоначальное художественное образование, учась в Пензенской духовной семинарии, где брал уроки живописи у И.К. Градковского, затем в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Петербурге у А.А. Рылова и Н.К. Рериха.
В 1917 году служил солдатом в отряде, который охранял штаб большевиков и В.И. Ленина; во время его выступления сделал первые зарисовки вождя революции.
В 1930-х был активным участником первых арктических экспедиций. Большое количество пейзажей и картин, посвящённых Арктике, принесли ему славу одного из лучших художников севера. В 1935-1937 готовился к участию на выставках «20 лет РККА» и «Индустрия социализма».
Произведения М.М. Берингова хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее и других музейных собраниях.
14.
«Текстильный комбинат в Кировобаде». 1937-1938 гг. Строев Пётр Феонович (1898-1941).
Картина посвящена одному из этапов ткацкого производства – перемотке пряжи с бобин на шпули. Женщины-мотальщицы работают в светлом цеху Кировобадского текстильного комбината им. С. Орджоникидзе. Это невысокое, но обширное помещение с бетонными опорами, освещенное через ленточное остекление вверху.
Между столбами стоят станки, наверху которых сложены сотни бобин, женщины работают вдоль станков с двух сторон. Готовые шпули сложены в ящик на переднем плане справа.
Работницы представляют разные национальности, некоторые в традиционных платках. Одеты как в простую личную одежду, так и в рабочие халаты поверх нее. Мотальщицы занимаются одной операцией, однако в разных ее стадиях, их фигуры и жесты разнообразны и достоверны.
Изображение на окончательной композиции в целом крупнее и более обобщенное в деталях, чем на эскизе. Центральная часть интерьера также решена иначе - свободна от складированных пирамидой бобин. Картина написана для выставки «Индустрия социализма».
Пётр Феонович Строев учился в художественной мастерской в Иркутске, затем в ленинградском ВХУТЕИНе (1926-1928). С 1927 участвовал в выставках, в 1927-1928 являлся членом общества художников "Новая Сибирь". Кроме живописи занимался также скульптурой. Погиб на фронте.
15.
«Ленинградское шоссе». 1937. Гладун А.А.
На литографии изображено Ленинградское шоссе в Москве. По шоссе едут черные автомобили, на дорожках-дублерах вдоль сторон трассы - группы велосипедистов. По обе стороны от проезжей части на газоне высажены молодые деревья с высоко расположенными шаровидными кронами.
На противоположной от наблюдателя стороне шоссе, над кронами деревьев возвышаются верхушки зданий советского периода постройки, с регулярным расположением окон по всем фасадам. Над шоссе расположены провода для троллейбуса и шарообразные фонари.
Ленинградское шоссе (до 1924 года носило название Петроградское, еще ранее — Петербургское) в 1930-е получило новый облик, прежде всего, благодаря активной застройке.
Художник, автор эстампа Александра Антоновна Гладун (1908-1944) – советский график.
Свежие комментарии