На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 650 подписчиков

Свежие комментарии

  • Олег Аникиенко
    Дело в том, что Н.Морозов (этот стойкий солдатик) никогда не был астрологом и не знал астрологии. Статья ваша попсова...Астролог Николай ...
  • Вячeслaв Зотов
    Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй душу грешнаго раба Твоего Григория Федоровича за его бесчинства,злобу и ж...Кровавое усердие ...
  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...

Сколько на самом деле советских самолётов сбили американцы в Корее

Противостояние в Корее в 1950-1953 гг. было первым и крупнейшим военным конфликтом непосредственно между вооружёнными силами СССР и США.

Начало боёв

ВВС КНДР не обладали превосходством над авиацией Южной Кореи. Но преимущество в сухопутных силах давало шанс северокорейцам установить контроль над всем полуостровом.

Корейская Народная Армия (КНА) почти достигла этой цели, но осенью 1950 г. в Корее появился крупный американский контингент, и в ходе войны наступил перелом. Теперь КНДР оказалась под угрозой полного разгрома, в конце октября 1950 г. армия США контролировала 90% территории Кореи.
25 октября 1950 г. в войну вступила Народно-Освободительная Армия Китая (НОАК) под видом «китайских народных добровольцев» (КНД). Она, в свою очередь, внесла временный перелом в ситуацию. КНА и КНД начали контрнаступление, отбросили американцев и южнокорейцев южнее 38-й параллели, снова заняли Сеул. Для воздушного прикрытия выдвижения частей КНД в Северную Корею была брошена авиация советского Дальневосточного округа.

Уже 1 ноября 1950 г. первые шесть советских реактивных истребителей МИГ-15 атаковали патрулировавшие вдоль пограничной между Кореей и Китаем реки Ялуцзян шесть американских поршневых истребителей Р-51 «Мустанг». Из-за явного неравенства сил «Мустанги» ретировались без боя. Теперь американцы не могли совершать свои налёты безнаказанно: в небе над Кореей появилась советская реактивная авиация.

8 ноября 1950 г. семьдесят «летающих крепостей» В-29 получили задачу разрушить мост через Ялуцзян у Синыйджу – главную коммуникацию, по которой происходило пополнение и снабжение КНД в Корее. Их прикрывало несколько «Мустангов» и реактивных истребителей F-80. Навстречу им поднялись советские МИГи. Американские истребители выполнили свою задачу по отвлечению сил: они завязали бой с советскими истребителями, в то время как «летающие крепости» разрушали мост. Один МИГ был сбит, но и американцы потеряли одну «летающую крепость». Мост был повреждён, но не уничтожен.

С этого момента бои реактивных истребителей СССР и США в небе над Кореей стали регулярными. А 14 ноября 1950 г. Сталин дал секретное указание сформировать в Маньчжурии 64-й отдельный истребительный авиационный корпус под командованием генерал-майора авиации Ивана Васильевича Белова (не путать с Иваном Михайловичем Беловым, тоже генералом авиации в то время). 64-й иак, оснащённый МИГ-15, базировался на китайской территории, на аэродроме Аньдун, рядом с границей Кореи.

Технические возможности сторон

МИГ-15 имели преимущество в скорости, маневренности и вооружении над американскими реактивными истребителями F-80 и F-84. Равноценным истребителем был F-86 «Сейбр» («Сабля»). Первые самолёты этого класса появились в небе над Кореей в декабре 1950 г. и сразу показали своё преимущество. 17 декабря 1950 г. F-86 сбил один советский МИГ из четырёх, пилоты которых решили атаковать пару «Сейбров», приняв их за привычные F-80. Три уцелевших МИГа ретировались.

Вооружение МИГов было мощнее, чем у «Сейбров», однако новый американский истребитель имел значительно лучшие аэродинамические качества. Не только это обеспечивало ему превосходство в бою. Сказывалось общее отставание советской техники в мелочах, которых, как известно, на войне не бывает. Пилоты МИГов прицеливались, определяя скорость и дальность цели на глазок, тогда как «сейбры» оснащались радиодальномерами, вносившими поправки в прицел автоматически.
Американские лётчики были снабжены высотными компенсирующими костюмами, тогда как советские лётчики были вынуждены довольствоваться простыми кислородными масками. Поэтому при наборе высоты, пикировании и других манёврах наши лётчики испытывали гораздо более высокие нагрузки на организм, чем вражеские. Да и «в отличие от американцев, советские лётчики соответствующих условий быта не имели», как признаёт историк Александр Семёнович Орлов, служивший в той войне советником у Ким Ир Сена. Как всегда, советские воины личной выносливостью и героизмом компенсировали техническое отставание «самого передового общественного строя».

Обе стороны не достигли своих наступательных целей

Главной стратегической задачей американских ВВС было уничтожение военных объектов КНДР и коммуникаций, связывавших Китай с Северной Кореей. Задача советских ВВС была чисто оборонительной – препятствовать этим налётам. Она облегчалась тем, что базы 64-го иак (Аньдун и с мая 1951 г. Мяогоу) находились на территории Китая. Американские войска, действовавшие под флагом ООН, не могли их атаковать.

Кроме того, радиус и время действия «Сейбров», базировавшихся на аэродромы в Южной Корее (летом 1951 г. линия фронта стабилизировалась в районе 38-й параллели), не позволяли им находиться в районе Синыйджу длительное время. МИГи, беспрепятственно набрав высоту над китайской территорией, пикировали уже в небе над Кореей, атакуя американцев. Снабжение КНД шло беспрепятственно.

Однако попытки непосредственно прикрыть КНД и сухопутные войска КНДР советскими истребителями и тем самым обеспечить захват Корейского полуострова закончились провалом. Весной 1951 г. было начато строительство аэродромов в Северной Корее, куда планировалось перебазировать часть сил 64-го иак. Американцы нацелили на эти объекты основные силы своей авиации, и советские планы были пресечены. Американцам удалось «сорвать строительство аэродромов и приведение их в готовность по приёму самолётов», признаёт А.С. Орлов.

Ничья, как и в войне на суше

По данным Генерального Штаба ВС СССР, за всё время войны в Корее было потеряно 335 советских боевых самолётов, а сбито 1097 американских только в воздушных боях (считая как истребители, так и бомбардировщики). Американцы признают потерю от действий противника 1041 своего самолёта в Корее, включая сюда также потери от действий наземных средств ПВО. При этом они называют цифру 792 сбитых советских истребителя, признавая потерю 750 своих истребителей в воздушных боях с Советами.

По сведениям последнего командира 64-го иак генерал-лейтенанта авиации Сидора Слюсарева, соотношение потерь, вначале исключительно благоприятное для советских ВВС, с каждым годом выравнивалось. Если в 1950-51 гг. оно составило 1:7,9 (на один потерянный советский самолёт пришлось почти восемь сбитых американских), то в 1952-м уже 1:2,2, а в 1953-м – 1:1,9. Можно полагать, что продолжение войны в Корее привело бы к дальнейшему возрастанию цены советских потерь.

Советская авиация не могла прикрыть КНД и КНА на поле боя, и господство в воздухе над всей линией фронта и ближайшим тылом северокорейских войск принадлежало американским ВВС. Но прикрытие коммуникаций между Китаем и Кореей, благодаря своим действиям с неприкосновенной китайской территории, 64-й иак осуществил успешно. Эта задача была выполнена в условиях численного превосходства авиации противника (хотя точные данные о количестве самолётов на вооружении 64-го иак отсутствуют).

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх