На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 657 подписчиков

Свежие комментарии

  • Олег Аникиенко
    Дело в том, что Н.Морозов (этот стойкий солдатик) никогда не был астрологом и не знал астрологии. Статья ваша попсова...Астролог Николай ...
  • Вячeслaв Зотов
    Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй душу грешнаго раба Твоего Григория Федоровича за его бесчинства,злобу и ж...Кровавое усердие ...
  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...

Тайны испанского адмирала. Часть 1


В череде гениальных личностей, которым история отвела место на своих страницах, имя Колумба занимает весьма видное место, но и тайна, а скорее тайны, связанные с его именем, совсем немаловажны для всесторонней оценки им свершенного. Надо сказать, что тайн вокруг великого путешественника много, и они касаются не только приоритета, приписываемого или, наоборот, отрицаемого за ним.

Кого-то из исследователей личности мореплавателя интересует его происхождение, которое достаточно загадочно. Другие стремятся узнать правду о путешествии и его побудительных мотивах, которые могли быть спонтанными, а могли и совершенно определенно опираться на конкретные документы, описания, легенды или даже карты. Естественно желание разыскать корни этих самых источников. Наконец, существуют предания, а может быть, и просто злостные пасквили, которые утверждают, что Ко-лубм вовсе таковым и не был, присвоив себе чужое имя и легенду-жизнеописание. Одни из гипотез-теорий исследованы достаточно полно, но не нашли завершения из-за скудости и противоречивости документального материала. Другие «сказания» имеют под собой явно фундаментальные домыслы, но не лишены некоторых логических оснований, подводящих нас к приоткрытию тайн адмирала. Третьи? Третьи останутся в разряде красивых, а может быть, отвратительных сплетен, которые всегда сопровождают судьбы удачливых людей, добывающихся в конце своего пути официального признания, богатства и чинов, к которым перекрыта дорога соперникам. Собранные вместе, эти гипотезы не претендуют, конечно, на изложение действительных фактов и событий; они лишь помогают несколько иначе взглянуть на обстоятельства, сопутствовавшие великому открытию. Можно задать вопрос о том, почему была необходимость стирать вместе полуфакты, полулегенды, полуслухи. Скорее всего, это произошло по одной-единственной причине. Путешествие Колумба состоялось благодаря поддержке испанской королевы Изабеллы — женщины противоречивой, фанатичной, жадной. Для того чтобы убедить такую правительницу в целесообразности путешествия, в благотворном его влиянии на внешнюю и внутреннюю политику королевской четы, нужны были очень существенные доказательства. Время стерло многочисленные детали той далекой эпохи, но, судя по тому, что путешествие состоялось, можно предполагать, что адмирал флота имел такие доказательства помимо жаркого темперамента и страстного желания плыть за горизонт.

Испания эпохи Колумба была одним из центров европейской политики, только начинавших играть весьма заметную роль в мире. Это было время усиления королевской власти благодаря союзу Арагона и Кастилии. В 1479 году эти королевства объединились под властью супружеской пары — Фердинанда, короля арагонского, и Изабеллы, королевы кастильской. Испания оказалась одной из самых сильных держав Европы, занимавшей большую часть Пиренейского полуострова, Балеарские острова, Сардинию, Сицилию и южную Италию. Морские порты, расположенные на путях из Европы в Средиземное море, многочисленный флот — все помогало торговле, военным успехам и политической самостоятельности. Королевская чета резко ограничила власть и доходы рыцарей и крупных феодалов, конфисковала множество земель. Города Испании заключили союз о совместных действиях, поощряющих обогащение, расширение торговых связей. Церковь и инквизиция, введенная в 1480 году, не просто помогали укрепиться единой власти, но путем преследования «еретиков», к которым относились арабы и евреи, изымали земли, присоединяя их к короне. Так был уничтожен многовековой Гранадский эмират (1481 г.), а мавры должны были либо принять христианство, либо, бросив богатое имущество, отправиться в изгнание. Присвоенное столь простым и радикальным способом чужое имущество, расширение масштабов торговли и мореплавания только разожгли «аппетит» королевских особ, пробуждали их интерес к открытию и приобретению новых, земель, связанных, по легендам, с несметными сокровищами. Именно в эти годы мореплаватель получает помощь в организации длительной экспедиции. Отметим, что на первой аудиенции у королевы Колумб так и не сумел убедить в своих возможностях не только саму, не отличающуюся познаниями в географии, владычицу Испании, но и комиссию более сведущих людей, которую было приказано образовать для проверки представленного им плана путешествия. Должны были совершиться определенные события, которые подтвердили бы реальную и выгодную перспективу представленных планов. И эти события произошли. В 1475—1479 годах Испания подчинила Канарские острова: Гран-Канария, Тенерифе и Ла-Пальма. Население грабили и насильно заставляли принимать католичество. Дальнейшее расширение колониальных территорий приостановилось именно из-за борьбы с Гранадским эмиратом, но королевская чета уже осознала все выгоды вывоза колониальных товаров. Именно тогда, видимо, вспомнили об обещаниях Колумба и призвали его вторично. В эти годы, предшествующие плаванию, Колумб постоянно изучал документы в монастырях рыцарско-монашеского ордена Ка-латрава, созданного по образу и подобию упраздненного «ордена рыцарей Храма» — тамплиеров. Знакомство с судьбой и деятельностью этого ордена позволяет прикоснуться к одной из тайн переговоров между Колумбом и королевой.

Один из самых могущественных и богатых монашеско-рыцарских орденов прекратил свое существование мгновенно после тщательно подготовленной французским королем Филиппом Красивым интриги. И хотя событие это относится к XIV веку, отголоски происшедшего дошли и до времен Колумба.

14 сентября 1307 года Филипп Красивый распорядился арестовать всех тамплиеров королевства «вследствие предварительного и тщательного дознания, которое произвел дражайший брат наш во Христе Гийом Парижский, инквизитор еретических козней, по причине возникшего в обществе негодования» и «в ответ на прошение означенного инквизитора, воззвавшего к власти нашей». Предписывалось не только захватить всех братьев, но и «их имущество, движимое и недвижимое». Инквизиция Франции так же, как и инквизиция Испании, никого не выпускала из своих застенков, и естественно, что после пыток и допросов большая часть схваченных была казнена. Однако, как отмечают историки, даже во Франции были схвачены совсем не все братья, а уж в Англии, Испании, Германии тамплиеры не просто смогли спастись от преследований, но и перейти вместе со всем своим имуществом, традициями и тайнами в другие монашеские ордены. Да и французской инквизиции не досталась основная часть богатств ордена, которые бесследно исчезли. А вместе с материальными ценностями исчезли и священные реликвии и документы. Эти документы могли многое поведать о способах приобретения богатств орденом; о таинственных обрядах тамплиеров, о которых они молчали даже под пытками и слухи о которых превратились в легенды; о внешней деятельности сообщества, претендующего определять политику почти всех европейских государств.

На атлантическом побережье Франции во времена расцвета ордена не просто появился, но расцвел и укрепился город-крепость, а точнее, город-порт, принимавший суда, построенные на средства тамплиеров, — Ла-Рошель. Монахи-рыцари не только создали здесь свой провинциальный центр, но и провели сюда из разных концов Франции шесть больших дорог. Эти дороги соединяли как важные, так и второстепенные населенные пункты страны и представляли собой великолепно организованную систему связи через курьеров общества. Время создания системы совпадает с удивительным феноменом в экономическом мире Европы. В бедных странах, отягощенных долгами и разрухой, начинается строительство богатых соборов, расширение городских кварталов, увеличивается количество серебряных денег в обороте.

Историк Жан де Варанд в своей книге «Дворяне», опираясь на некие документы, утверждает, что тамплиеры, с их большим флотом, не просто посещали Америку, но имели там рудники и привозили в Европу серебро. В подтверждение своей версии историк приводит ряд косвенных обоснований: собственный флот и гавани предполагают наличие опытных моряков, и среди моряков, обслуживавших флот тамплиеров, было немало потомков викингов, которые образовали Вайнленд («Край вина»); среди посвященных тамплиеров находились знатоки манускриптов, в том числе и древних карт, которые копировались с древних времен; вхождение большей части тамплиеров Испании в официально организованный для них новый орден Калатравы, а в Португалии — орден Христа. Это, безусловно, свидетельствовало о высоко ценимых заслугах тамплиеров, что для Испании, где инквизиция была наиболее жестока, говорит о многом...

В отличие от предположений, Луи Шарпантье, также занимающийся историей тамплиеров, остановился на более реальных фактах, подтверждающих их путешествия в Америку.
«...В эпоху зрелого средневековья серебряные монеты были большой редкостью. Деньги чеканят из золота или бронзы. На Востоке серебро ценится дороже золота. В нюху позднего средневековья серебряная монета —«бе-ляшка», как называет ее Вийон, — получает самое широкое хождение. Откуда взялось серебро?
В Европе рудников почти нет, только в Германии, но они еще не разработаны.В России? Но о них никто не знает.Большинство серебряных рудников находится в Мексике и в Северной Америке.Откуда же взялось серебро, распространившееся по Европе в эпоху позднего средневековья, до Христофора Колумба?
И если не для походов за серебром, то зачем понадобились Храму столько дорог, ведущих в Ла-Рошель...
И мы снова возвращаемся к вопросу: откуда взялся металл?
Ответ напрашивается сам собой: кто-то его доставил...

Правители Франции, Испании, Англии так же, как римские папы, знали и о пустых казнохранилищах, доставшихся иезуитам от тамплиеров, и об их пропавшем, а точнее, уплывшем флоте. Знала Изабелла Католическая и о том, что Христофор Колумб изучал карты и архивы ордена Калатравы. По-видимому, это и убедило окончательно в целесообразности экспедиции. О знакомстве открывателя Америки с какими-то древними книгами сообщал и средневековый турецкий мореплаватель, известный под именем адмирала Пири Рейса. В своей удивительной «Книге морей» он писал так: «Неверный по имени Коломбо, генуэзец, открыл эти земли. В руки названного Коломбо попала одна книга, в которой он прочитал, что на краю Западного моря, далеко на Западе, есть берега и острова. Там находили всевозможные металлы и драгоценные камни. Вышеназванный Коломбо долго изучал эту книгу... О страсти туземцев к стеклянным украшениям Коломбо тоже узнал из этой книги и! взял их с собой, чтобы обменять на золото...»

Естественно, после таких заявлений интересно узнать и о самом Пири Рейсе.
В 1929 году в старинном императорском дворце в Константинополе была обнаружена карта, взволновавшая многих. Она была исполнена на пергаменте и датировалась 919 годом по мусульманскому календарю, соответствовавшему 1513 году по христианскому летоисчислению. Такая близкая к путешествию Колумба дата не могла не привлечь внимания, но еще более заинтриговали сопровождавшие карту записи ее исполнителя об источниках, которыми он пользовался: около двадцати карт времен Александра Македонского и более поздних. Карта, за которой закрепилось название по имени ее составителя Пири ибн Хаджи Мамеда, адмирала турецкого флота Рейса, привлекла особое внимание потому, что, судя по дате, это было одно из наиболее ранних картографических изображений Америки. Турки, в годы обнаружения карты, переживали бурный подъем национального движения, возглавляемого Кемалем, и испытывали удовлетворение от того, что столь раннее изображение Америки выполнено турецким географом. Исследования карты показали, что она существенно отличается от прочих ранних изображений XVI века, потому что Южная Америка и Африка на ней находятся в строгом соответствии по долготе, тогда как известно, что путешественники в то время не имели приборов для определения долготы. Карты турецкого адмирала содержали не просто очертания континентов, но также и топографию внутренней их части. Горные цепи и вершины, острова, реки и плоскогорья были изображены с абсолютной точностью. Средневековые карты обозначили даже наличие горных цепей в Антарктиде, а ведь открыты они были учеными лишь в 1952 году. Такие факты говорят в пользу предположения, что Пири Рейс при составлении своих карт пользовался достаточно точными древними источниками, которые вполне могли попасть и в руки Колумба. Стоит вспомнить, что греческие ученые, спасаясь от турецкого нашествия на Константинополь в 1453 году, бежали именно в Италию, унося с собой тысячи древних манускриптов и карт. Одна из таких карт с детальным изображением реки Святого Лаврентия, составление которой приписывается Мартину Бехайму, была доступна тамплиерам еще до путешествия Колумба. Не затрагивая других аспектов картографической загадки, но учитывая всестороннее исследование Ч. Хэпгуда о картах морских царей, можно со всей очевидностью утверждать, что разрешение на свое знаменитое путешествие Христофор Колумб получил, только предъявив королеве Испании реальную карту, которую уже использовали как для более ранних путешествий, так и для составления карт, подобных картам Пири Рейса.

Картина дня

наверх