На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Олег Аникиенко
    Дело в том, что Н.Морозов (этот стойкий солдатик) никогда не был астрологом и не знал астрологии. Статья ваша попсова...Астролог Николай ...
  • Вячeслaв Зотов
    Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй душу грешнаго раба Твоего Григория Федоровича за его бесчинства,злобу и ж...Кровавое усердие ...
  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...

«Могильщик» СССР: почему так называли Ануарбека Алимжанова

Виновниками распада СССР обычно считают Михаила Горбачёва, инициировавшего Перестройку, или Бориса Ельцина, подписавшего Беловежские соглашения. Однако юридически последнюю точку в истории «государства рабочих и крестьян» поставил другой человек – Ануарбек Алимжанов. В декабре 1991 года он занимал судьбоносную должность председателя Совета Республик Верховного Совета СССР.

Казахский писатель

Ничто в биографии Ануарбека (Ануара) Алимжанова не говорило о том, что ему суждено стать «могильщиком» Советского Союза. В Казахской ССР он прославился как талантливый прозаик, мастер соцреализма и исторической прозы, автор нескольких романов. В своей публицистике Алимжанов поднимал традиционные для советских авторов вопросы: о нравственности, о рациональном хозяйствовании, о проблемах села. Особенно волновала писателя судьба Аральского моря. Алимжанов любил выдвигать смелые гипотезы о прошлом Центральной Азии. Одной из его заслуг стала популяризация имени средневекового философа Аль-Фараби, родившегося в южном Казахстане в IX веке. В годы Перестройки Алимжанов высказывался на темы межнациональных отношений в Казахстане, оставаясь, однако, в рамках идеологии интернационализма.

Во главе Совета республик

Политическая «звезда» Ануарбека Алимжанова вспыхнула осенью 1991 года, в условиях политического разброда и шатания. 2-5 сентября в Москве собрался Внеочередной пятый съезд народных депутатов СССР, на котором был принят закон об органах власти «в переходный период». Одним из таких органов стал Совет республик Верховного Совета СССР. 29 октября 1991 года председателем Совета республик был избран Ануарбек Алимжанов. По одной из версий, кандидатуру спикера порекомендовал Михаил Горбачёв.

«Первый в истории Совета республик консенсус был достигнут достаточно безболезненно и оперативно, – писала о выборах Алимжанова газета «Известия». – Российская депутация, как известно, заранее отказалась от права выставить своего кандидата в пользу «пятёрки», чуть позже к ней присоединилась депутация от Беларуси».

Как вспоминал писатель Леонид Теракопян, на своём посту Алимжанов «предостерегал от горячности и опрометчивости, добивался взаимопонимания и согласия». Правда, в его голосе тогда уже чувствовались «ноты усталости и обречённости». Вероятно, он догадывался, что депутатам не удастся спасти единое государство.

Конец СССР

В конце декабря 1991 года события развивались стремительно. После того, как Ельцин, Кравчук и Шушкевич подписали в Беловежской пуще договор о прекращении существования СССР, первый и последний президент советского государства Михаил Горбачёв подал в отставку. Его речь, прозвучавшая по телевидению 25 декабря 1991 года, могла произвести впечатление, что Советский Союз уже прекратил существование, хотя это было не так. После отставки Горбачёва Верховный совет СССР теоретически мог продолжать свою работу и даже инициировать избрание второго президента СССР.

Однако народные избранники поступили иначе. 26 декабря 1991 года Совет Республик ВС СССР собрался на последнее заседание. Выступая перед депутатами, Ануарбек Алимжанов вспомнил о самой первой сессии Верховного Совета СССР. По его словам, то, о чём тогда мечталось – мировая революция, социальное равенство, социализм – «не сбылось».

«Увы, оказалось, что в истории перешагивать через эпохи невозможно. И вот мы снова вернулись к капитализму. Причём, наверное, не в развитом его виде, а, может быть, в самой дикой форме», – констатировал Алимжанов.

Известный в те годы депутат Вавил Носов настаивал на том, что Совет республик не имеет законных прав «хоронить» СССР. Однако в своём большинстве депутаты согласились «признать то, что произошло» – образование СНГ. Итогом заседания стала «Декларация №142-Н», констатировавшая прекращение существования СССР.

Вероятно, отказ ВС СССР от борьбы за власть отчасти был связан с тем, что уже состоялась передача «ядерного чемоданчика» от Горбачёва к Ельцину. Руководство России вряд ли бы вернуло право управления стратегическими ракетами «союзному центру», легитимность которого Ельцин не признавал. Психологическое влияние оказал и спуск советского флага над Кремлём.

Ануарбек Алимжанов уехал на родину, где возглавил «Социалистическую партию Казахстана». Однако быть избранным в Верховный совет Республики Казахстан ему уже не довелось. 9 ноября 1993 года Ануарбек Алимжанов скончался.

Какое будущее предсказал России американский пророк Эдгар Кейси

30/09/21
Т-15: какую «Царь-Торпеду» хотели построить при Сталине

Этому самодвижущему боевому снаряду была уготована судьба многих опытных образцов советского и российского оружия, которые так и не были приняты на вооружение армии и флота. Из-за недостатков Т-15 пришлось вносить изменения в проект атомной подводной лодки, на которой предполагалось разместить 40-тонную «Царь-Торпеду».

Автор идеи Андрей Сахаров?

Существует гипотеза, что к разработкам термоядерной торпеды Т-15 имел отношение советский академик Андрей Сахаров, который с конца 40-х годов работал в этой области. Якобы именно он предложил размещать на новейших АПЛ проекта 627 100-мегатонные ядерные заряды. В мемуарах Сахарова есть упоминания о возможных вариантах транспортировки мощных ядерных зарядов, но отсутствуют какие-либо ссылки на его участие в данном проекте.

По воспоминаниям специалиста в области кораблестроения и вооружения ВМФ, испытателя ядерного оружия, кандидата технических наук, вице-адмирала Евгения Шитикова, инициатива создания сверхбольшой торпеды под водородный заряд исходила от широко известного в узких кругах (из-за специфики строго секретной работы) советского конструктора Владимира Алферова, в частности, принимавшего участие в создании первой атомной бомбы.

Для чего ее делали

Как считает военный эксперт, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, капитан первого ранга в запасе Константин Сивков, Т-15, почти 40-тонную прямоидущую торпеду, имевшую ядерный боезаряд, в 40-х – 50-х годах разрабатывали (детали из соображений секретности долго держались в тайне от ВМФ) специально для атак береговых объектов ВМС Америки. Термоядерная торпеда имела длину порядка 24 м и более чем полутораметровый диаметр, калибр Т-15 – 1,55 м, тип энергетики – электрическая, двигатель на аккумуляторных батареях позволял развить скорость до 30 км/ч. Максимальная дистанция поражения этой торпедой, по расчетам конструкторов, – 50 км. Точную ее мощность эксперты не называют, но, исходя из веса, она исчислялась десятками мегатонн.

Параллельно с разработкой Т-15 с 1949 года группа конструктора Владимира Перегудова создавала эскизный и технический проекты атомной подлодки-носителя термоядерной торпеды – это должен быть первый подводный атомоход проекта 627 «Кит» с одним торпедным аппаратом.

Почему отказались от «Царь-Торпеды»

Как писал вице-адмирал Евгений Шитиков, оба проекта «увидели друг друга» только в конце 1953 года, когда эскизный вариант АПЛ был утвержден. Представители ВМФ возражали против размещения такой торпеды на АПЛ, поступило задание на разработку атомного боевого зарядного отделения торпеды подлодки калибра 533 мм, у которой дальность хода была бы выше. С Т-15 конкурировала Т-5 – торпеда с атомным зарядом, массой 2,2 т, длиной 7,9 м.

В техническом проекте АПЛ «Кит» присутствовала одна Т-15 для атаки и две Т-5 для обороны подлодки. После критических замечаний представителей ВМФ (в частности, утверждалось, что с Т-15 АПЛ просто не сможет подойти на расстояние 50 км к вражеским берегам без риска быть обнаруженной противником) в 1955 году было решено устанавливать на подлодку торпедные аппараты калибра 533 мм. За год до этого проект 627 «Кит» фактически был свернут за нежизнеспособностью – с одной Т-15 и двумя Т-5 (что, посчитали эксперты, явно недостаточно для защиты АПЛ) подлодка, передвигавшаяся на скорости 24 узла, представляла собой недостаточно эффективную боевую единицу.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх