Чтобы задумались потомки... |
С небольшой авторской модели все пропорции переносили на лекала, задававшие очертания фигуре. Ее собирали из отдельных секций четырехметровой высоты, изготовленных на заводе имени парижской Коммуны. Каждую секцию — сложно изогнутое объемное кольцо — изготовляли в виде двух «полуколец». Так удобнее было перевозить. Половинки сращивали на месте сборки. ...Сколь бы ни была велика в проекте роль математики и техники, но пришлось Бородаю поработать и на глазок, руками, — не менее, чем легендарному Харесу на Родосе. Грудь и плечи, голову и руки — без всяких лекал — лепили из гипса Василий Захарович и его помощники. Старались, не исказив, перенести в гигантский масштаб прекрасные черты: Бородай ваял Родину-Мать со своей коллеги, красивой и талантливой женщины, скульптора Галины Кальченко. Из-за чудовищных размеров статуи пришлось пальцами перемесить тонны и тонны вязкой массы... Иногда возникал спор между чувством и логикой, художником и инженерами. Ветер был грозен и для стальной фигуры: его постоянный напор мог согнуть, деформировать... Конструкторы предложили готовые части статуи насаживать одну на другую «в нахлест», — так, находя один на другой, крепятся ряды рыбьих чешуй. Напуски небольшие, с земли никто и не заметит стыков, — но они дали бы определенную свободу каждому блоку. Под давлением ветра стальные «кольца» чуть колебались бы относительно друг друга, не искажая общей формы статуи. Возвращаясь к сравнению с рыбой, — именно «нахлест» чешуй позволяет ей изгибаться при плавании — и опять выпрямляться... Василий Захарович не согласился. Уникальная — в мировом масштабе — работа, ни один авторский коллектив в истории не делал ничего подобного, и вдруг «нахлесты», наверняка видимые на сверкающем серебристом теле!.. И так упорно стоял на своем, что убедил высшее партийное начальство. Пришлось продумать сплошную цельносварную оболочку во всю высоту статуи. Но — особым образом крепящуюся к каркасу. Вместо жестких креплений — шарниры, гибкие связи. Подвижная оболочка не составит одно целое со «скелетом», под натиском ветра «ускользнет» от деформирующего изгиба... Такого решения, к тому же, быстро и качественно воплощенного, в мировой практике еще не было. Всякому ли ведомо, какой поразительный сгусток инженерной мысли, какая сокровищница сопряженных вместе, больших и малых проектов высится ныне над Правобережьем?.. По размерам и пропорциям своим киевская берегиня также равных не имеет. Весит она около 600 тонн (130 тонн — одна листовая оболочка); стоя на конусе музейного здания, возносится — если считать от площади перед музеем — до высоты в 108 метров. Вот еще данные для любителей рекордов: сварные швы на статуе имеют общую длину в 22 километра! А уж труда, смекалки, вдохновения, вложенного в нее всеми работниками, от скульптора до сварщика, от главного архитектора до чернорабочего, от умельца-металлоконструктора до киевлянки, сажавшей цветы к подножию монумента перед его открытием в 1981 году, — этого всего в цифры не уместишь. Что ж! Пусть сама богатырская стать берегини заставит задуматься потомков. Что за люди были прадеды; что за войну они выиграли, о которой столь велика и прочна память; почему труда не пожалели, возводя мемориал с венечной статуей под облака... |
Ссылка на http://www.vokrugsveta.com обязательна |
Свежие комментарии