В мире, наверное, есть только три государства, где титульные нации являются не большинством, а экзотическими меньшинствами — аборигены Австралии и индейцы США и Канады. Они составляют менее процента от общего населения своих стран.
В Штатах и Канаде проживают около полутора миллионов индейцев, на порядок меньше “пришлых” черных, латинос и азиатов, не говоря уже о белых.
И если китайцами, индусами, нигерийцами и даже монголами в Америке никого не удивишь, встречи с коренными жителями не так уж часты. “Настоящие” индейцы живут обособленно от остальных в резервациях, городские внешне похожи на вездесущих мексиканцев и их легко перепутать.
За свою бытность в Америке мне довелось побывать в резервациях навахо (Аризона), апачей (Нью-Мексико), чероки (Северная Каролина) и гуронов (Канада). Но все это были туристические наскоки. Еще несколько раз был на pow wow — ритуальных индейских празднествах с оттенком современного коммерческого шоу. В повседневной жизни я общался всего лишь с двумя индейцами, и то женского пола. Одна из них — Тэми — была моей соседкой по лестничной площадке. Тэми — недалекая, простоватая женщина родилась и выросла в резервации Пуэблос (Нью-Мексико), вышла замуж за белого и уехала с ним в город. Со второй — Сэнди — я несколько лет работал вместе. Если б не “чистосердечное” признание, я бы никогда не подумал, что Сэнди индианка, ее бабушка из племени Bigfoot. Изящная блондинка с серыми глазами, большая умница. У Сэнди индейских кровей всего на четверть, но по закону достаточно, чтобы считаться native American.
Когда выходец из Европы говорит об американцах, под ними подразумеваются конечно же не индейцы. Хотя самые настоящие американцы как раз они. И много ли мы знаем о коренных жителях Америки? Разве что по романам Фенимора Купера, Карла Мэя, прочитанными в давнем отрочестве, и фильмам-вестернам? Те и другие либо идеализируют индейцев, либо рисуют только в черных красках.
За “правдой-маткой” я решил податься в какую-нибудь из резерваций своего штата, но оказалось, что в Кентукки таковых нет, а до ближайших в Огайо и Северной Каролине киселя хлебать миль триста. В историческом обществе Кентукки, куда я обратился за помощью, сказали, что последние индейцы-шони из нашего штата переселились в Оклахому еще в позапрошлом веке. Есть индейцы в городах Кентукки, но в отличие от мегаполисов типа Чикаго или Лос-Анджелеса, не имеют собственных объединений и практически растворены в остальной массе населения.
Северная Каролина
Не советовали мне ехать и в соседние штаты. В отличие от Дикого Запада, местные резервации “потемкинские”, на потребу туристов и по ним нельзя судить о настоящей жизни индейцев в США в целом. К тому же аборигены склонны к однобокой трактовке истории с густым наслоением легенд и домыслов. Увы, самые достоверные источники об индейцах находятся не в резервациях, а в академических трудах и правительственных статистических сборниках. Пришлось воспользоваться этим советом плюс самостоятельно погулять по всезнайке-интернету.
Итак, независимо от того, общаемся мы или нет с коренными жителями Америки, о том, что они все-таки есть или были, говорят сотни бытовых и географических имен. На поверхности памяти томагавки, мокасины, вигвамы, мустанги, каноэ, гуроны, апачи, могикане, команчи, ирокезы, делавэры... Каждое третье-четвертое название на североамериканском континенте индейского происхождения: реки, озера, горы, большинство штатов — Оклахома, Массачусетс, Огайо, Мичиган, Канзас, Айдахо, Кентукки... — и даже целая страна Канада.
Краснокожими индейцев назвали пионеры освоения Северной Америки — аборигены раскрашивали себе лица и тела киноварью. На самом деле, кожа у них смуглая с оливковым оттенком, невысокий рост, широкие лица с редкой растительностью у мужчин, прямые черные волосы и темные глаза. Словом, типичный портрет северного азиата за исключением раскосости, и это сходство неслучайно. На сегодня почти аксиомой считается гипотеза о заселении обеих Америк выходцами с территории современной Сибири через существовавший между Чукоткой и Аляской перешеек. Произошло великое переселение примерно тридцать тысяч лет назад.
По сравнению с этой цифрой 500-летнее пребывание белых на континенте выглядит мгновением, но за этот миг в жизни коренных жителей Америки произошло гораздо больше изменений, чем за всю предыдущую их историю. Первые контакты пионеров освоения Америки с индейцами были довольно мирными. Индейские племена постоянно враждовали с друг с другом по-серьезному и по пустякам — например, вожди как-то не поделили лапу убитого медведя — но вместе с тем у них был развит обычай гостеприимства. И пока у белых был “статус” гостей, отношения строились вполне дружелюбно и на взаимовыгодной основе. Этой идиллии способствовала политика мирного сосуществования, проводимая колониальными властями. Она исходила из задач того времени.
Основной целью пионеров была торговля. Белые скупали у индейцев меха и вывозили их в Европу, тем самым стимулируя охотничий промысел, индейцы приобретали неведомые им до того ружья, фабричные ткани, изделия из металла. До прихода белых индейцы охотились с луками, томагавки были каменными, а ножи из кости. Отсутствие серьезных конфликтов объяснялось и небольшим числом первых поселенцев. Они не вторгались на жизненно важные для племен территории и охотничьи угодья. Был даже специальный закон, по которому колонисты не имели права двигаться дальше реки Огайо.
Собственно, уклад жизни индейцев был близким к первобытно-общинному. По оценкам ученых пять веков назад численность индейского населения на североамериканском континенте была близка к современной цифре. Полтора миллиона на гигантскую территорию в составе современных США и Канады, включая Аляску и Гренландию, конечно, мизерная цифра, тем не менее с разной степенью плотности, индейцы обитали практически всюду. Каких-то навечно закрепленных участков земли за племенами не существовало и они мигрировали на довольно большие расстояния. Например, следы пребывания индейцев сенека и шони находят от Великих озер на севере до штатов Кентукки и Теннеси на юге.
Антропологи считают, что ко времени прибытия белых на североамериканском континенте обитали около 300 племен. На севере европейцы встречали закутанных в меха и шкуры эскимосов, на юге — мохави, вся одежда которых состояла из перьев на голове и амулетов. Каждая группа племен имела собственный язык. На сегодня насчитывается около 55-ти индейских лингвистических групп, примерно треть от первоначальных.
С точки зрения колонистов образ жизни индейцев был примитивен. Кочевой уклад, главное занятие — охота с немудреным земледелием. Все, что нужно индейцу, ему давала природа: пищу, одежду, кров, лекарства. Поэтому он обожествлял ее и относился к ней рачительно. Для индейца весь окружающий мир был одушевленным: звери, рыба, птицы, горы, светила. На вершине религиозной иерархии стоял Великий Дух Wakatanka. Отсутствие письменности возмещалось богатым устным фольклором.
Свежие комментарии