Фреска Митры, убивающего быка из храма Митры в Марино, Италия. Источник: wikimedia.org
В I—III веках в Римской империи распространяются азиатские религиозные культы, конкуренцию с которыми выигрывает христианство
Первые два века нашей эры в европейской истории получили имя Pax Romana, что в переводе с латыни означает «римский мир».
Эта эпоха — расцвет империи и поздней античной культуры. Но в это же время в римском обществе начинают происходить медленные перемены, связанные с духовной сферой. Имперский порядок во многом держался на том, что завоеватели с Апеннинского полуострова, куда бы они ни приходили, допускали существование местного законодательства, отличающегося от римского права, и позволяли спокойно исповедовать религиозные культы, не навязывая римский пантеон богов. Довольно долго это разнообразие существовало без каких-то значимых перемен.Но уже в начале I века нашей эры они начинаются в восточной провинции империи — Иудее. В этот период в регионе происходят бурная религиозная жизнь: в иудаизме возникают одна за другой секты, большая часть которых так и остается внутренним еврейским явлением. Секта христиан в течение первой половины I века выделилась из иудаизма. Во многом этому способствовали высшее иудейское духовенство, которое провоцировала языческие власти Рима на гонения против христиан.
Бежавшие из Иудеи христиане начинают распространять учение по всей империи. В 43 году апостол Петр начинает проповедь в Риме. С этого момента христианство перестает быть исключительно провинциальным западноазиатским явлением. Император Нерон в 64 году начинает первые гонения на христиан на территории всего государства.
Притеснения и репрессии в отношении христиан шли волнами. Особо жесткими они были во времена императоров Нерона, Марка Аврелия и Диоклетиана. Гонения обычно объясняют тем, что христиане отрицали большинство римских порядков и признавали в качестве авторитета только собственное религиозное учение.
Но преследования не смогли остановить распространение христианства. Если в 100 году по всей империи насчитывалось 800 тысяч христиан, то во время Великих гонений Диоклетиана их уже было около 14 миллионов (население империи в этот период оценивается в 70—100 миллионов).
«Триумф Веры — христианские мученики во времена Нерона, 65 год н. э.» Эжена Тириона. Источник: the-athenaeum.org
В 313 году император Константин Великий подписал Миланский эдикт, провозгласивший свободу вероисповеданий в империи, и прекратил гонения. Указ императора был ответом на изменившуюся реальность. Еще в начале III века нашей эры заканчивается эпоха Pax Romana. Римская империя слабеет, а античная культура вступает в кризис, из которого ей уже будет не суждено выбраться. Вслед за христианством с востока в империю проникают все новые и новые религиозные культы и вероучения: мистерия Диониса, манихейство, египетские мистерии, культ богини Изиды, астрология и алхимия. Прежняя древнеримская религия угасала, а одновременно с ней приходила в упадок античная наука и философия. Население все активнее обращалось к религиям, обещавшим спасение в этой и будущей жизни. На этом фоне между новомодными культами возникала конкуренция в борьбе за приверженцев.
Наиболее ярким эпизодом этой борьбы стало противостояние христианства и митраизма. Согласно мнению большинства современных ученых, митраизм пришел в Римскую империю из Персии. Это была синкретическая религия, вобравшая в себя многие идеи, которые входили в другие вероучения. Центральное место в этой религии занимало почитание бога Митры. По легенде он заколол небесного быка, кровь которого дала начало жизни. Сейчас о митраизме известно довольно мало, так как большинство вероучительных текстов были уничтожены христианами. Судить о митраизме можно только с сохранившихся слов их соперников.
Основное преимущество митраизма перед христианством для жителей империи выражалось в том, что он органично соединял в себе восточные и западные религиозные учения и был менее догматичным. Эта религия наиболее быстро распространялась в пограничных имперских провинциях. Большинство митраистских святилищ обнаружены на севере Балкан и в германских владениях империи. Митраизм был распространен среди легионеров, что даже в клонившейся к упадку империи придавало этой религии престижность, так как авторитет легионов оставался высоким. При этом митраизм оставался преимущественно сельской религией, тогда как христианство распространялось среди горожан. Популярен митраизм был и в Риме, в котором археологи обнаружили около ста святилищ. Следы присутствия митраизма обнаружены во всех бывших римских провинциях.
Не сохранилось данных о гонениях на митраистов. Некоторое понимание отношения римских властей к митраизму может обрисовать тот факт, что во времена Марка Аврелия, отметившихся большими гонениями на христиан, учение митраистов распространялось в Риме, а его наследник император Коммод уже сам активно участвовал в отправлении культа Митры. Другой римский император Аврелиан в III веке построил большой храмСолнца в Риме (почитание солнца было важным аспектом митраизма).
Стать подлинно всеобщей религией митраизму до конца так и не удалось. Причиной этому был ее «мужской» характер — до участия в службах допускались только мужчины. В II—III века участие женщин в религиозных службах превратилось в норму, и подобное ограничение выглядело архаично. Главный соперник митраизма, христианство, в свою очередь, демонстрировало в эпоху поздней Римской империи просто революционный эгалитаризм, привлекая в свои ряды неофитов из всех социальных слоев.
Интерьер храма Митры в Сутри, Италия. Фото: Stefano Costantini / Flickr
Интересный исторический вопрос представляет собой и сходство митраизма и христианства. Обе религии учили спасению души благодаря следованию нравственному кодексу, данному Богом, который воплотился в человеческом теле. Даже рождество Христаи Митры праздновалось в один день — 25 декабря.
После Миланского эдикта императора Константина начинается постепенное сращениецеркви и государства. Император нуждался в массовой поддержке, поэтому пошел на шаг, на который не решался никто из его предшественников — признал христианство. Тем самым он обеспечил себе поддержку большого числа жителей империи из разных регионов.
С начала IV века христиане начинают активно борьбу с митраизмом. Началось уничтожение культовых предметов и зданий. Современные археологические исследования показывают, что митраизм окончательно исчез в Римской империи в конце IV века. Параллельно с этой борьбой христианство вытеснило и уничтожило большинство других религиозных культов, которые появились в Римской империи в I—III века нашей эры.
К V веку христианство становится главной римской религией, а среди ее священнослужителей активно растет идея начала религиозной экспансии на соседние с империей варварские народы. Этот процесс активно начнется только после исчезновения империи. Именно христианству предстоит стать одним из фундаментальных оснований европейской цивилизации.
Источники: Зевский Р. Римский митраизм; Элиаде М. История веры и религиозных идей. От Гаутамы Будды до триумфа христианства — М.: Академический Проект, 2012
Сергей Простаков
Свежие комментарии