
Святая земля открывает тайны минувших тысячелетий: свитки Мертвого моря, мозаика на месте Гоморры, вторая Канна Галилейская и самое удивительное - дворец царя Давида. Но открытие, сделанное израильскими археологами в самом конце лета 2006 года, было предано гласности совсем недавно - столь сенсационным оно оказалось.
Еврейский город Бейт-Шеан - один из древнейших в мире. Он упоминается еще в древнеегипетских текстах ХIX века до н.э., но поселения здесь возникли еще 8 тысяч лет назад. После вторжения в Иудею легионов римского полководца Гнея Помпея в середине I века до н.э. город сделался столицей Декаполиса - «Десятиградия», союза греческих городов на Ближнем Востоке. От этой эпохи сохранились останки античных строений. Колонны с ионическими капителями все еще непоколебимо стоят, словно на страже порушенных храмов.
Для археологов Бейт-Шеан - земля обетованная, но и широкой публике он достаточно известен: окрестности города стали декорациями к знаменитому фильму «Иисус Христос - суперзвезда». В здешних пещерах обнаружены захоронения пятитысячелетней давности. Обнаружены чисто случайно - в процессе ремонта канализации. Судя по найденным предметам, покойников снаряжали на тот свет вместе со всем их добром. В могилах воинов был целый арсенал оружия, богатые купцы «унесли» с собой все свое золото и серебро. Многие пещеры еще ожидают вскрытия, чем и объясняется секретность работ. В нелегальных гробокопателях недостатка не ощущается. Любой черепок здесь много дороже золота. Такая древность!
Пророки Кумрана
Однако для ученых ценнее всего Слово. На весах истории письменный источник дороже любых сокровищ. Находка кожаных свитков Кумрана по праву считается величайшим археологическим открытием XX века. Было обнаружено «недостающее звено», связывающее времена Ветхого Завета с эпохой новозаветной. Община, жившая вблизи Мертвого моря со II века до н.э. по I век н.э., принадлежала к ессеям - предвестникам христианства. Они были идеологическими противниками как фарисеев, так и саддукеев евангельских времен. Общинники - «Сыны света» - трудились сообща и соблюдали полное имущественное равенство, отделившись от прочих людей - «Сынов тьмы». В их среде сохранялся Дух Пророчества, столь характерный для Ветхого Завета.
Пророки, вступая в общение с Богом Живым, получали от Него указания о праведном пути и предуведомления о грядущем. Они вещали и о временах близких - о явлении Мессии и Его страданиях и о последующих событиях, вплоть до последних сражений между Светом и Тьмою. Предтеча Иисуса Христа - Иоанн Креститель, живший до начала своей проповеди в пустыне, был тесно связан с ессеями и, по всей видимости, обитал в Кумране. Характер и стиль текстов Кумрана непосредственно предвосхищают Евангелия. Здесь впервые встречаются такие словосочетания, как «нищие духом», «Сыны света», «спасение верой», «рождение свыше»; часто упоминается и само понятие «Новый Завет» как самоназвание общины.
Среди рукописей обнаружен и «Свиток хвалений», или «Кумранские гимны». Эти гимны воспринимаются сегодня как крик, вырвавшийся на волю после двух тысяч лет молчания... Нет никакого сомнения в том, что «Гимны» были известны не только Иоанну Крестителю, но и евангелистам, и апостолам и оказали влияние на стиль их Писаний. «Свиток хвалений» содержит целых 32 гимна и ряд фрагментов.
Таинственной грозной силой веет из глубин далекой древности, и требуется определенное усилие, чтобы постичь смысл священного гимна.
...Чтобы шествовать в духе Твоей воли,
Заповедал Ты нам Свои законы,
И от замыслов нечестивцев
Душу Своего раба избавил:
Ведь они меня так презирали,
Словно превратили мою душу
В тонущий корабль в морской пучине,
В крепость, осажденную врагами.
В бедствии своем я стал подобен
Женщине, рожающей впервые,
Ощутившей родовые схватки,
Боли, возрастающие в чреслах
Перед тем как первенец родится.
Ибо дети дошли до чресел смерти,
И Рождающая Мужа терпит муки.
Но из чресел смерти изведаешь Ты Мужа,
И при муках родовых Шеола
Он изыдет из горнила чрева...
Речь здесь идет о муках Мессии, несущего людям богодухновенную истину. Но если первые строфы, близкие по смыслу библейским, не вызывают особых затруднений, то для понимания дальнейшего текста требуется краткое пояснение.
В Ветхом Завете жена в родовых муках олицетворяет народ, жаждущий ради спасения искупить свои грехи: «Страдай и мучься болями, дщерь Сиона, как рождающая...» (Михей 4:10). Это и предвосхищение апокалиптических видений Иоанна Богослова: «Жена, облаченная в Солнце...имела во чреве и кричала от болей и мук рождения» (Откровение 12:12).
Создатель гимна сравнивает себя с Женой, рождающей Мужа, т.е. Мессию. И в том, что муки роженицы перетекают в «муки родовые Шеола», заключен глубокий эзотерический смысл. Шеол - «вопрошаемый», «неисследимый» - это адская бездна. Мессии предстоит совершить исход из «чресел смерти», иначе говоря, воскреснуть из мертвых. Вспомним, что в Первом послании Петра (3:18, 19) дана картина «сошествия во ад» Христа, часто встречающаяся на православных иконах.
Для изучения истоков христианства и мировоззрения самого Иисуса Христа кумранские тексты представляют собой совершенно уникальный источник. Анализ текстов показал, что между кумраитами и христианами царило полное согласие.
Архив мятежного иудея
Еще сорок пещер были открыты в горах к югу от древней крепости Эйн-Геди. Там, в последнем оплоте еврейских повстанцев, названном «Пещерой ужаса», нашли множество скелетов, в основном женщин и детей. Солдаты римского легиона так и не смогли подняться по отвесному склону, но загнанные в безвыходную ловушку люди умерли от голода и жажды. Несколько мужчин, спустившись на веревках с двухсотметровой высоты, вступили в последний бой.
В соседнем гроте - «Пещере писем» - оказался целый архив Бар-Кохбы - предводителя иудеев в восстании против римлян в 132-135 годах.
Кроме кожаных и папирусных свитков, доставивших массу забот реставраторам и дешифровщикам, в руки ученых попал загадочный медный рулон с выгравированными письменами. И это стало настоящей археологической сенсацией!
Изъеденная окисью медь грозила рассыпаться при первом прикосновении. Прошло целых два года, прежде чем удалось разработать методику «раскрытия». Залитый раствором целлулоида свиток хранился под стеклом Иерусалимского музея. Глубоко внутри был виден шов, скреплявший два медных листа в единый рулон. По буквам на поверхности удалось прочитать три слова: «золото», «серебро», «зарыто» и еще одно - «локтей». По-видимому, речь шла о каком-то кладе.
В Манчестерском технологическом институте свиток распилили на специально сконструированном станке. Образовались тонкие полоски, которые прямо на месте фотографировались и отправлялись на прочтение. Инфракрасный спектрометр помог выявить невидимые следы пропавших букв, но прожженные ярью-медянкой дыры «залатать» было нечем.
Построчная транскрипция первой же колонки ошеломила исследователей: «В крепости, которая в долине Ахор, сорок локтей под ступенями, ведущими к востоку, сундук с деньгами, и его содержимое семнадцать талантов...»
«В надгробии в третьем ряду каменной кладки легковесные слитки золота».
«В Большой цистерне, которая во Дворе перистиля, в облицовке ее дна сокрыты в углублении против верхнего отверстия девятьсот талантов».
«В водостоке (?) места бассейна (?) сосуды для десятины и на дне желоба шесть локтей с севера в сторону выдолбленного водоема для погружений».
«Восходя по лестнице убежища, с левой стороны, три локтя над полом: сорок талантов серебра».
Записи такого рода содержались во всех 12 колонках.
Немецкий семитолог и библеист Карл Кун полагал, что медный свиток - это опись богатств кумранской общины. Но откуда могли взяться такие сокровища у бедных «Сынов света»? Тем более что места многих тайников находились вне досягаемости кумраитов.
Кун выдвинул новую гипотезу: свиток содержит информацию о богатствах Второго храма, уничтоженного римлянами в 70 году нашей эры. Библеисты С.Рот и Дж. Аллерго сошлись во мнении, что это храмовое имущество, спрятанное зелотами в ходе антиримской войны 66-73 годов. Однако многие полагали, что медный свиток носит фольклорно-апокрифический характер, навеянный библейскими легендами о «золотом резерве» Первого храма, построенного еще царем Соломоном и разрушенного Навуходоносором в 586 году до нашей эры.
В зависимости от той или иной гипотезы избирались и варианты транскрипции и перевода. Разночтения возникают даже в определении весового эквивалента таланта. И все же возобладало мнение Джона Марко Аллерго: в свитке речь идет о сокровищах великого иудейского храма.
Насколько позволяет судить нынешнее состояние наших знаний о свитке, в документе говорится о следующем количестве драгоценных металлов:
- серебро (включая сплав золота с серебром и предметы, характер которых не установлен) - 3282 (+?) таланта 20 мин и 4 статера;
- золото - 1280 талантов;
- золотые слитки - 65 (+?) штук;
- кувшины, наполненные серебром, - 608 штук;
- сосуды, сделанные из серебра и золота, - 619 штук.
В переводе на современные меры это составит 138 тонн золота и 91 тонну серебра!
Но ни по одному указанному адресу не обнаружилось ни единого клада. Однако надо учитывать, что топонимика претерпела за две с лишним тысячи лет серьезные изменения, да и прочтение текста остается приблизительным.
Вполне возможно, что какие-нибудь новые документы позволят пролить свет на жгучую тайну истории. Если, конечно, попадут в руки ученых, а не черных охотников за сокровищами.
Еремей ПАРНОВ
Источник: http://madworld.com.ua/932-zagadka-mednogo-svitka.html#ixzz1FHKUyGpL
Свежие комментарии