III
Теперь о самом главном, без чего никакие проблемы наступающего века не могут быть решены,- о разоружении.
Международное развитие и общение деформированы гонкой вооружений и милитаризацией мышления.
Советский Союз 15 января 1986 года выдвинул, как известно, программу построения безъядерного мира.
Ее воплощение в реальные переговорные позиции уже дало свои материальные плоды.Завтра исполняется первая годовщина подписания Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. С еще большим удовлетворением я говорю о том, что реализация этого договора - уничтожение ракет проходит нормально, в атмосфере доверия и деловитости.
В, казалось бы, непробиваемой стене подозрительности и враждебности образовалась вот такая брешь. И у нас на глазах возникает новая историческая реальность - поворот от принципа сверхвооруженности к принципу разумной достаточности для обороны.
Мы присутствуем при первых проблесках формирования новой модели обеспечения безопасности - не с помощью наращивания вооружений, как было почти всегда, а, наоборот, за счет их сокращения на компромиссной основе.
Советское руководство решило еще раз продемонстрировать свою готовность укреплять этот здоровый процесс не только словом, но и делом.
Сегодня я могу сообщить вам следующее: Советский Союз принял решение о сокращении своих Вооруженных Сил. В ближайшие два года их численный состав уменьшится на 500 тысяч человек, существенно сократится и объем обычных вооружений. Эти сокращения будут проведены в одностороннем порядке, вне связи с переговорами по мандату Венской встречи. По согласованию с нашими союзниками по Варшавскому Договору мы приняли решение вывести к 1991 году из ГДР, Чехословакии и Венгрии шесть танковых дивизий и расформировать их. Из групп советских войск, находящихся в этих странах, будут выведены также десантно-штурмовые и ряд других соединений и частей, включая десантно-переправочные, с вооружением и боевой техникой. Находящиеся в этих странах советские войска будут сокращены на 50 тысяч человек, а вооружение - на 5 тысяч танков.
Все остающиеся пока на территории наших союзников советские дивизии переформируются. Им придается иная, чем сегодня, структура, которая после крупного изъятия из них танков становится однозначно оборонительной.
Одновременно мы сократим численность личного состава войск и количество вооружений и в европейской части СССР. Всего же в этой части нашей страны и на территории наших европейских союзников Советские Вооруженные Силы будут уменьшены на 10 тысяч танков, 8,5 тысячи артиллерийских систем, 800 боевых самолетов. За эти два года мы существенно уменьшим группировку Вооруженных Сил также и в азиатской части страны. По согласованию с правительством Монгольской Народной Республики значительная часть временно находящихся там советских войск возвратится на родину.
Принимая эти принципиальной важности решения, советское руководство выражает волю народа, занятого глубоким обновлением всего своего социалистического общества.
Мы будем поддерживать обороноспособность страны на уровне разумной и надежной достаточности, чтобы ни у кого не возник соблазн посягать на безопасность СССР и его союзников.
Этой своей акцией, как и всей своей деятельностью в пользу демилитаризации международных отношений, мы хотели бы привлечь внимание мирового сообщества также и к другой актуальной проблеме - к проблеме перехода от экономики вооружений к экономике разоружения. Реальна ли конверсия военного производства? Мне уже приходилось об этом говорить. Мы считаем, что - да, реальна.
Со своей стороны Советский Союз готов:
- в рамках экономической реформы разработать и представить свой внутренний план конверсии;
- в течение 1989 года подготовить в качестве эксперимента планы конверсии двух-трех оборонных предприятий;
- опубликовать свой опыт трудоустройства специалистов из военной промышленности, а также использования ее оборудования, зданий и сооружений в гражданском производстве.
Желательно, чтобы все государства, в первую очередь крупные военные державы, представили в ООН свои национальные планы на этот счет.
Было бы полезно также сформировать группу ученых, поручив ей углубленный анализ проблем конверсии в целом и применительно к отдельным странам и регионам для доклада генеральному секретарю ООН.
В дальнейшем - рассмотреть этот вопрос на сессии Генеральной Ассамблеи.
IV
И наконец. Находясь на американской земле, но также и по другим понятным причинам я не могу не обратиться к теме наших отношений с этой великой страной. Ее гостеприимство я в полной мере мог оценить во время памятного визита в Вашингтон ровно год назад.
Отношения между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки насчитывают пять с половиной десятилетий. Менялся мир - менялись и характер, роль, место этих отношений в мировой политике.
Слишком долго они строились под знаком конфронтации, а порой враждебности - то откровенной, то скрытой.
Но в последние годы во всем мире смогли вздохнуть с облегчением благодаря изменениям к лучшему в существе и атмосфере взаимоотношений между Москвой и Вашингтоном.
Никто не собирается недооценивать серьезности разногласий и трудности неурегулированных проблем. Однако мы уже прошли начальную школу обучения взаимопониманию и поиску развязок в собственных и общих интересах.
СССР и США создали крупнейшие ракетно-ядерные арсеналы. И именно они сумели, предметно осознав свою ответственность, стать первыми, кто заключил соглашение о сокращении и физическом уничтожении части этих вооружений, грозивших как им самим, так и всем другим.
Обе страны обладают самыми большими и самыми изощренными военными секретами. Но именно они заложили основу и развивают систему взаимного контроля как за уничтожением, так и за ограничением и запретом производства вооружений.
Именно они накапливают опыт для будущих двусторонних и многосторонних соглашений.
Мы этим дорожим. Признаем и ценим вклад президента Рональда Рейгана и членов его администрации, прежде всего господина Джорджа Шульца.
Все это - капитал, вложенный совместно в предприятие исторического значения. Он не должен быть утрачен или оставлен вне оборота.
Будущая администрация США во главе с вновь избранным президентом Джорджем Бушем найдет в нас партнера, готового - без долгих пауз и попятных движений - продолжать диалог в духе реализма, открытости и доброй воли, со стремлением к конкретным результатам по повестке дня, которая охватывает узловые вопросы советско-американских отношений и международной политики.
Речь прежде всего идет о последовательном продвижении к заключению договора о 50-процентном сокращении стратегических наступательных вооружений при сохранении Договора по ПРО:
- о выработке конвенции по ликвидации химического оружия - здесь, как нам кажется, есть предпосылки сделать 1989 год решающим;
- о переговорах по сокращению обычных вооружений и вооруженных сил в Европе.
Речь также идет об экономических, экологических и гуманистических проблемах в самом широком аспекте.
Позитивные изменения в международной обстановке было бы совсем неверно относить лишь в актив СССР и США.
Советский Союз высоко ценит большой и оригинальный вклад социалистических стран в процесс оздоровления международной обстановки.
В ходе переговоров мы постоянно испытываем присутствие других крупных государств, ядерных и неядерных.
Незаменимо важную конструктивную роль играют многие, в том числе средние и малые, страны и, конечно, Движение неприсоединения, а также межконтинентальная «группа шести».
Мы в Москве рады, что бремя всеобщей ответственности готово брать на свои плечи все большее число государственных, политических, партийных и общественных деятелей, и - особенно хотел бы отметить - ученых, деятелей культуры, представителей массовых движений и различных церквей, активистов так называемой народной дипломатии.
В этом плане, думаю, заслуживает внимания идея регулярного созыва под эгидой ООН также и ассамблеи общественных организаций.
Мы не склонны упрощать положение в мире.
Да, тенденция к разоружению получила сильный импульс, и этот процесс набирает собственную инерцию. Но он не стал необратимым.
Да, стремление отказаться от конфронтации в пользу диалога и сотрудничества сильно заявило о себе. Но оно отнюдь не укрепилось навсегда в практике международных отношений.
Да, движение к безъядерному и ненасильственному миру способно коренным образом преобразить политический и духовный облик планеты. Но сделаны лишь самые первые шаги, к тому же встреченные в определенных влиятельных кругах недоверием, наталкиваются на сопротивление.
Наследие и инерция прошлого продолжают действовать. Глубокие противоречия и корни многих конфликтов не исчезли.
И остается такой фундаментальный факт - что формирование мирного периода будет проходить в условиях существования и соперничества разных социально-экономических и политических систем.
Однако смысл наших международных усилий, одно из ключевых положений нового мышления состоят как раз в том, чтобы придать этому соперничеству качество разумного соревнования в условиях уважения свободы выбора и баланса интересов.
В этом случае оно станет даже полезным и продуктивным с точки зрения общемирового развития.
Иначе - если его главным компонентом, как до сих пор, останется гонка вооружений - соперничество гибельно.
И это все больше начинает понимать все большее число людей во всем мире - от рядовых до лидеров.
Уважаемый господин Председатель! Уважаемые делегаты!
Я завершаю свое первое выступление в Организации Объединенных Наций с тем же чувством, с каким начал его, - с чувством ответственности перед собственным народом и мировым сообществом.
Мы встретились на исходе года, столь много значившего для Объединенных Наций, и в преддверии года, от которого мы все столь многого ждем.
Хочется верить, что с нашими надеждами будут сопоставимы наши совместные усилия покончить с эрой войн, конфронтации и региональных конфликтов, с агрессией против природы, с террором голода и нищеты, как и с политическим терроризмом.
Это наша общая цель, и только сообща мы можем достичь ее».
Свежие комментарии