II
В этой конкретной исторической ситуации встает вопрос и о новой роли Организации Объединенных Наций. Нам кажется, есть необходимость определенного переосмысления государствами своего отношения к такому уникальному инструменту, как ООН, без которой уже невозможно себе представить мировую политику.
Активизация в последнее время ее миротворческой роли вновь продемонстрировала способность ООН помогать своим членам справляться с грозными вызовами времени, идти по пути гуманизации отношений. К сожалению, сразу после своего создания она оказалась под натиском «холодной войны». На долгие годы превратилась в поле для пропагандистских битв и культивирования политической конфронтации. Пусть историки спорят о том, кто больше, а кто меньше в этом повинен. А политикам сегодня надо усвоить уроки этой главы в истории Объединенных Наций, оказавшейся в противоречии с самим существом и предназначением ООН. Один из самых горьких и важных уроков - длинный список упущенных возможностей. И, как следствие, снижение на каком-то этапе авторитета ООН, безрезультатность многих ее попыток действовать. Очень показательно, что возрождение роли ООН связано с улучшением международного климата. Организация Объединенных Наций как бы вбирает в себя интересы разных государств. И она - единственная, кто в состоянии совместить в общем потоке их усилия - двусторонние, региональные и всеохватывающие. Перед ней открываются новые возможности во всех сферах, которые естественно входят в компетенцию ООН: военно-политической, экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной. Взять хотя бы проблему развития. Это поистине общечеловеческая проблема. Становятся просто опасными для всего человечества условия существования, в которых находятся десятки миллионов людей в ряде районов «третьего мира». Никакие замкнутые образования, ни даже региональные сообщества государств, при всем их значении, не в состоянии развязать главные узлы, которые образовались на основных линиях мировых экономических связей: Север - Юг, Восток - Запад, Юг - Юг, Юг - Восток, Восток - Восток. Здесь нужны объединенные усилия, нужен учет интересов всех групп стран. А это в состоянии обеспечить лишь такая организация, как ООН. Острейшая из проблем - внешний долг. Давайте не забывать, что развивающийся мир ценой бесчисленных потерь и жертв в колониальную эпоху авансировал процветание немалой части мирового сообщества. Пришло время компенсировать лишения, которыми сопровождался этот его исторический и трагический вклад в мировой материальный прогресс. Выход, мы убеждены, - также в интернационализации подхода. Реально глядя на вещи, надо признать: накопившийся долг не может быть ни оплачен, ни взыскан на первоначальных условиях. Советский Союз готов установить длительный, вплоть до ста лет, мораторий на выплату задолженности наименее развитых стран, а в целом ряде случаев - списать ее полностью. Что касается других развивающихся стран, то приглашаем рассмотреть следующее:- ограничить платежи по их официальной задолженности в зависимости от показателей экономического развития каждой из них или объявить длительную отсрочку значительной части платежей;
- поддержать обращение Конференции ООН по торговле и развитию о сокращении задолженности коммерческим банкам;
- обеспечить правительственную поддержку рыночным механизмам урегулирования задолженности «третьего мира», включая создание специализированного международного учреждения по скупке долгов со скидкой.
Советский Союз выступает за предметное обсуждение путей урегулирования долгового кризиса на многосторонних форумах, включая проводимые под эгидой ООН консультации глав правительств стран - должников и кредиторов. Международная экономическая безопасность немыслима вне связи не только с разоружением, но и с преодолением мировой экологической угрозы. Ситуация с экологией в ряде регионов просто устрашающая. На 1992 год запланирована в рамках ООН конференция по окружающей среде. Мы приветствуем это решение и готовимся к тому, чтобы такой форум принес результаты, адекватные масштабу проблемы. Но время не ждет. Делается в разных странах немало. Здесь я хотел бы лишь еще раз со всей силой подчеркнуть возможности, которые открываются для экологического возрождения в процессе разоружения, прежде всего, конечно, - ядерного. Давайте также подумаем: не следует ли создать при ООН центр срочной экологической помощи? Его функции заключались бы в том, чтобы оперативно направлять в районы резкого ухудшения экологической обстановки международные группы специалистов. Советский Союз готов сотрудничать и в создании международной космической лаборатории или пилотируемой орбитальной станции, которая занималась бы исключительно контролем за состоянием природы. Вообще в освоении космоса все отчетливее проступают черты будущей космической индустрии. Известна позиция Советского Союза: деятельность в космосе должна исключать выход туда с оружием. Для этого тоже нужна правовая база. Основа у нее есть - Договор 19б7 года и другие соглашения. Однако уже назрела необходимость разработать всеохватывающий режим мирной работы в космосе. Контроль же за соблюдением режима был бы делом Всемирной космической организации. Предложение о ее создании мы уже не раз высказывали. В систему этой организации мы готовы включить и нашу Красноярскую РЛС. Уже принято решение о передаче этой станции Академии наук СССР. Советские ученые готовы принять зарубежных коллег и обсудить с ними, как переоборудовать ее в международный центр мирного сотрудничества, демонтировав и переделав отдельные средства и сооружения, а также доукомплектовать недостающим оборудованием. Вся эта система могла бы функционировать под эгидой ООН. Весь мир приветствует усилия Организации Объединенных Наций, генерального секретаря Переса де Куэльяра и его представителей по развязыванию региональных узлов. Позвольте несколько задержаться на этой теме.
Перефразируя стихи английского поэта, которые Хемингуэй взял эпиграфом к своему знаменитому роману, скажу так: колокол каждого регионального конфликта звонит по всем нам.
Это особенно верно потому, что конфликты эти происходят в «третьем мире», у которого и без того много бед и проблем такого масштаба, что это не может не беспокоить нас всех. 1988 год принес и на этом направлении наших общих забот проблеск надежды. Она коснулась почти всех региональных кризисов, и кое-где есть сдвиги. Мы их приветствуем, в меру своих возможностей способствовали им. Специально остановлюсь только на Афганистане. Женевские соглашения, принципиальное и практическое значение которых высоко было оценено во всем мире, давали возможность завершить урегулирование даже в этом году. Этого не произошло. И этот прискорбный факт вновь напоминает о политической, юридической и нравственной значимости древнеримской максимы: Pacta sunt servanda! - Договоры должны выполняться! Не хочу использовать эту трибуну для упреков в чей-либо адрес. Но нам представляется, что в рамках компетенции ООН можно было бы дополнить ноябрьскую резолюцию Генеральной Ассамблеи некоторыми конкретными мерами. Говоря словами резолюции,- «для безотлагательного достижения всеобъемлющего решения самими афганцами вопроса о правительстве на широкой основе», предпринять следующее:
- с 1 января 1989 года полностью и повсеместно прекратить огонь и все наступательные операции или обстрелы, сохраняя на время переговоров все занимаемые противостоящими афганскими группировками территории под их контролем;
- в увязке с этим с того же дня прекращаются поставки оружия всем враждующим сторонам;
- на период становления правительства на широкой основе, предусматриваемого в резолюции Генассамблеи, направить в Кабул и другие стратегические центры страны контингент сил ООН по поддержанию мира;
- мы также обращаемся к генеральному секретарю ООН с просьбой способствовать скорейшей реализации идеи о проведении международной конференции по нейтралитету и демилитаризации Афганистана.
Мы будем и впредь самым активным образом помогать залечивать раны войны, готовы сотрудничать в этом деле и с ООН, и на двусторонней основе. Поддерживаем предложение о создании под эгидой ООН добровольного международного корпуса мира для содействия возрождению Афганистана. В связи с проблемой урегулирования региональных конфликтов не могу не высказать своего суждения о серьезном инциденте, который имел место совсем недавно в связи с работой этой сессии. Представитель организации, имеющей статус постоянного наблюдателя при ООН, не был допущен властями Соединенных Штатов в Нью-Йорк для выступления на Генеральной Ассамблее. Речь идет о Ясире Арафате. Причем это произошло тогда, когда Организация освобождения Палестины сделала важный конструктивный шаг, облегчающий поиск развязки ближневосточного узла с участием Совета Безопасности ООН. Это произошло тогда, когда наметилась позитивная тенденция к политическому урегулированию других региональных конфликтов, в ряде случаев - при содействии СССР и США. Мы выражаем глубокое сожаление по поводу случившегося и свою солидарность с Организацией освобождения Палестины.
Господа! Концепция всеобъемлющей международной безопасности базируется на принципах Устава ООН и исходит из обязательности международного права для всех государств. Выступая за демилитаризацию международных отношений, мы хотим видеть политико-правовые методы господствующими при решении возникающих проблем. Наш идеал - мировое сообщество правовых государств, которые и свою внешнеполитическую деятельность подчиняют праву. Достижению этого способствовали бы договоренность в рамках ООН о единообразном понимании принципов и норм международного права, их кодификация с учетом новых условий, а также разработка правовых норм для новых сфер сотрудничества. В условиях ядерного века действенность международного права должна опираться не на принуждение к исполнению, а на нормы, отражающие баланс интересов государств. Вместе со все большим осознанием объективной общности судьбы это создавало бы искреннюю заинтересованность каждого государства в самоограничении себя международным правом. Демократизация международных отношений - это не только максимальная интернационализация решения проблем всеми членами мирового сообщества. Это также и гуманизация этих отношений. Международные связи только тогда будут сполна отражать подлинные интересы народов и надежно служить делу их общей безопасности, когда в центре всего будет человек, его заботы, права и свободы. В этом контексте я хотел бы присоединить голос своей страны к высоким оценкам значения Всеобщей декларации прав человека, принятой сорок лет назад, 10 декабря 1948 года. Этот документ актуален и сегодня. В нем тоже нашел отражение универсальный характер целей и задач ООН. Самый подходящий способ для государства отметить юбилей декларации - улучшить у себя дома условия для соблюдения и защиты прав своих граждан. Прежде чем сообщить вам, что именно мы предприняли в этом смысле в последнее время, я хотел бы сказать следующее. Наша страна переживает подлинно революционный подъем. Процесс перестройки набирает темпы. Мы начали с выработки теоретической концепции перестройки. Надо было оценить характер и масштабы проблем, осмыслить уроки прошлого и выразить это в виде политических выводов и программ. Это было сделано. Теоретическая работа, переосмысление происходящего, доработка, обогащение, корректировка политических позиций не закончены. Они продолжаются. Но принципиально важно было начать именно с общей концепции, которая, как теперь уже подтверждает и опыт истекших лет, оказалась в целом правильной, и альтернативы ей нет. Чтобы включить общество в реализацию планов перестройки, потребовалась его демократизация на деле. Под знаком демократизации перестройка охватила теперь и политику, и экономику, и духовную жизнь, идеологию. Мы развернули радикальную экономическую реформу. Накопили опыт. И с нового года уже все народное хозяйство переводим на новые формы и методы работы. Это вместе с тем означает глубокую реорганизацию производственных отношений и реализацию огромного потенциала, заложенного в социалистической собственности. Идя на такие смелые революционные преобразования, мы понимали, что будут и ошибки, возникнет и сопротивление, новизна породит новые проблемы, предвидели и возможность торможения в отдельных звеньях. Однако гарантией того, что общий процесс перестройки будет неуклонно идти вперед и набирать силу, является глубокая демократическая реформа всей системы власти и управления. Недавними решениями Верховного Совета СССР о поправках к Конституции, принятием Закона о выборах мы завершили первый этап процесса политической реформы. И без всякой паузы вступили во второй его этап, на котором важнейшей задачей будет отработка взаимодействия между центром и республиками, урегулирование межнациональных отношений на принципах ленинского интернационализма, завещанных нам великой революцией, и вместе с тем - реорганизация власти Советов на местах. Нам предстоит огромная работа. Одновременно придется решать крупнейшие задачи. Мы преисполнены уверенности. Мы имеем и теорию, и политику, и авангардную силу перестройки - партию, которая тоже перестраивает себя в соответствии с новыми задачами и коренными переменами во всем обществе. И главное - за перестройку все народы и все поколения граждан нашей великой страны. Мы основательно углубились в дело строительства правового социалистического государства. Подготовлена или находится в стадии завершения целая серия новых законов. Многие вступят в силу уже в 1989 году, и мы рассчитываем - будут отвечать самым высоким стандартам с точки зрения обеспечения прав личности. Советская демократия обретет прочную нормативную базу. Речь идет о таких актах, как законы о свободе совести, о гласности, об общественных объединениях и организациях, о многом другом. В местах заключения нет людей, осужденных за свои политические и религиозные убеждения. В проекты новых законов предполагается включить дополнительные гарантии, исключающие любые формы преследования по этим мотивам. Это, разумеется, не относится к тем, кто совершил реальное уголовное или государственное преступление (шпионаж, диверсия, терроризм и т. п.), каких бы политических и мировоззренческих взглядов они ни придерживались. Проект изменений в уголовном кодексе готов и ждет своей очереди. Пересматриваются, в частности, статьи, связанные с применением высшей меры наказания. В гуманном духе решается проблема выезда и въезда, в том числе и вопрос о выезде за границу по мотивам воссоединения с родственниками. Как известно, одной из причин отказов является осведомленность граждан в секретах. Наперед вводятся строго обоснованные сроки давности знания секретов. При поступлении на работу в соответствующее учреждение или на предприятие каждый будет ставиться в известность об этом правиле. Возникающие споры могут быть обжалованы по закону. Тем самым снимается проблема так называемых «отказников». Мы намерены расширить участие Советского Союза в контрольных механизмах по правам человека при ООН и в рамках общеевропейского процесса.
Мы считаем: юрисдикция Международного суда в Гааге в отношении толкования и применения соглашений в области прав человека должна быть обязательной для всех государств.
В контексте хельсинкского процесса рассматриваем и снятие помех для передач всех иностранных радиостанций, вещающих на Советский Союз. В целом наше кредо таково: политические проблемы решать только политическими средствами, человеческие - только по-человечески.
Свежие комментарии