Трагедия случилась в Норвегии во время Второй мировой войны и была крепко забыта на долгие годы. О ней не писали учёные, она не фигурировала в книгах, включая норвежские справочники.
В 1995 году - к пятидесятилетнему юбилею освобождения Норвегии - вышла энциклопедия «Норск кригслексикон». В ней - порядка 1.
000 статей, в том числе и о потопленных кораблях. Про «Палатию» - ни слова, хотя количество погибших на ней больше, чем жертв всех перечисленных в издании катастроф вместе взятых.По статусу воинского захоронения
И уж совсем недавно «Ассоциация памяти войны» Сорландета собрала деньги на памятник погибшим на «Палатии» советским военнопленным, причём очень долго не могли найти понимания в норвежском правительстве - каждое министерство, куда обращалась Ассоциация, всеми силами отказывалось и отнекивалось. Наконец, памятник воздвигли. Его открыл король Норвегии, в церемонии участвовали посол России, губернатор и мэр Линдеснеса. Пел хор. Король сказал прочувствованную речь про жертвы, принесённые русскими в борьбе со злом гитлеризма.
То, что осталось от «Палатии», лежит на дне, на глубине 70-90 метров близ побережья Линдеснеса. Министерство церкви, образования и науки Норвегии присвоило этому месту статус воинского захоронения. За рубежом единственный историк, заинтересовавшийся судьбой пленных бойцов РККА в Норвегии - Эйнар Штеффенак.
Книга историка Эйнара Штеффенака о советских военнопленных в Норвегии.
В «зоне судьбы»
Гитлер считал Норвегию «зоной судьбы» и был уверен, что союзники непременно высадятся здесь, чтобы открыть ещё один путь поставок в Мурманск техники по ленд-лизу. Поэтому фюрер придавал обороне Норвегии колоссальное, едва ли не сакральное значение. Необходимо было и здесь возвести оборонительные сооружения Атлантического вала, для чего из Германии и других мест свозили тысячи советских военнопленных в качестве бесплатной рабочей силы.
Именно этот «груз» - 1.000 человек - был на корабле «Палатия», вышедшего из Штеттина в Олесунн. В Кристиансанне судно задержалось, ожидая эскорт. Конвой вышел из Кристиансанна утром 21 октября 1942 года. В его составе было несколько транспортных судов, танкер и четыре «охотника» за подводными лодками UJ 1704, UJ 5304 и UJ 5307 в охранении. Вскоре у танкера сломался двигатель и его пришлось отбуксировать обратно. Потом один за другим из строя из-за поломок и неполадок стали выбывать «охотники» за подлодками.
Корабль «Палатия» на котором перевозили пленных.
Справка
«Палатия» была построена в Любеке в 1928 году, это было грузопассажирское судно валовой вместимостью 3.979 брутто-тонн. Его длина составляла 114 метров, осадка без груза 6,9 метров и благодаря двигателям общей мощностью 3.500 лошадиных сил мог развивать приличную скорость 12 узлов. Владельцем «Палатии» была судоходная компания «Гамбург-Америка Лайн». Летом 1940 года, она была продана Советскому Союзу.
Русские переименовали судно в «Хасан». Однако его «советское гражданство» оказалось коротким. 22 июня 1941 года, когда Гитлер отдал приказ о начале «Барбароссы», судно стояло на якоре в Таллине, столице Эстонии. «Хасан» был немедленно конфискован Кригсмарине, а первоначальное название «Палатия» вернулось на его борт.
Последнее плавание «Палатии» началось в Штеттине, судно должно было совершить переход в норвежский Олесунн.
«Палатия» продолжила путь в сопровождении всего одного военного корабля. Погода испортилась, низкая облачность и шторм препятствовали воздушному прикрытию. Поэтому, когда появился британский торпедоносец, «Палатия» была беззащитна. «Хемпден» XA-B, принадлежавший 489-й новозеландской эскадрилье Берегового командования провёл торпедную атаку, пробив дыру в трюме за машинным отделением. Десятью минутами спустя к тонущей «Палатии» подошёл «охотник» за подлодками. Он пришвартовался к «Палатии», с которой на палубу перепрыгнули 20 советских военнопленных и 10 немцев из экипажа и охранения. Из-за шторма корабли жёстко столкнулись бортами, у «охотника» повредился корпус и перестала работать радиостанция. Корабли разошлись и экипаж «охотника» сбросил спасательные концы с прикреплёнными спасательными кругами. Шлюпки спустить не рискнули.
Торпедоносец «Хемпден» XA-B.
Спасение утопающих: советских расстреливали в упор
Спасательная операция проходила весьма своеобразно - вытаскивали из воды немцев, если первым за спасательный конец хватался тонущий русский, его убивали из пистолета. По крайней мере так пишет один из немногих выживших советских военнопленных Пётр Литвинцов в мемуарах «Норвежские реалии». По его словам, экипаж охотника действительно не рискнул спустить шлюпки и выбросил только спасательные концы: «Если русский хватал конец без очереди, в него стреляли в упор. Я предупредил об этом товарищей».
Всего спасли 233 человека, из них 92 немецких военнослужащих, 27 членов экипажа вместе с капитаном, из воды были также подняты, по некоторым данным, 78 советских пленных - потом они «исчезли».
«Палатия» продержалась на воде 25 минут, после чего опрокинулась на борт и затонула. Немецкий экипаж и охрана были спасены практически полностью. Советских военнопленных, мокрых и полуголых, с характерными белыми пятнами обморожения на телах, предварительно избив прикладами, провели на пронизывающем ветру через город Штеттин и разместили в холодных бараках за колючей проволокой. Там все они вскоре умерли. Тела были упакованы в бумажные мешки и сброшены в море.
Советские военнопленные в бараке.
Справка
Штеттинский округ (нем. Regierungsbezirk Stettin) являлся одним из округов провинции Померания. Административный центр - город Штеттин (ныне польский город Щецин). Сегодня почти вся территория бывшего округа принадлежит Польше, западная часть (в основном, это упразднённый и переданный в 1932 году в состав округа Штеттин округ Штральзунд) расположена в федеральной земле Мекленбург-Передняя Померания.
Общее число погибших - 986 человек, из них 915 советских военнопленных и 70 немецких солдат и моряков. Эти цифры приводятся в рапорте капитана «охотника» на подлодки, но там расстрел военнопленных из пистолетов представлен как вынужденная мера.
Все участники спасения получили по 30 крон и выпивку, а также были награждены специальными дипломами.
Свежие комментарии