На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...
  • Олег Зайчиков
    Юрий Васильевич Сергеев рассказывает этот факт от участников тех боёв .,ветеранов и их потомков ......Отец и сын против...
  • Олег Зайчиков
    https://youtu.be/H2bWHvsVJ9k?si=nYbJUVveK2vqoMPu&t=4Отец и сын против...

Гордость Малороссии. Руденко Сергей Игнатьевич

Руденко Сергей Игнатьевич, маршал авиации СССР, Герой Советского Союза. 

Родился 20 октября 1904 года в поселке Короп Черниговской области. В Рабоче- Крестьянской Красной Армии с 1923 года.

Окончил Военно-воздушную академию РККА имени профессора Н.Е. Жуковского (1932 г.) и ее оперативный факультет (1936 г.). 

С 1927 года- летчик, с 1932 года- командир эскадрильи, полка, бригады, заместитель командира, с января 1941 года- командир авиационной дивизии. 

В Великую Отечественную войну — командир 31-й авиадивизии, с декабря 1941 года- командующий ВВС 61-й армии. С января 1942 года- заместитель командующего ВВС фронта, затем командовал ВВС Калининского фронта, l-й авиагруппой и 7-й ударной авиагруппой Ставки Верховного Главнокомандования. С 1942 года- заместитель командующего ВВС Юго-Западного фронта, с сентября 1942 года командовал 16-й воздушной армией. 

Наградной лист к ордену «Суворова» 2-й степени:
«16-я Воздушная армия формировалась и сколочена, как грозная сила для врагов в тяжелый период прорыва немецко- фашистских полчищ к городу Сталинграду. Организаторские способности генерал-лейтенанта Руденко помогли быстро сколотить части, соединения, штабы и быть готовым выполнять любые задания Военного Совета Донского фронта.
На протяжении долгих месяцев, Руденко, координируя и разрабатывая совместно с штабом Донского фронта действий воздушной армии, способствует своим большим знанием природы воздушных сил, перемалыванию живой силы противника и его технических средств и помогает войскам Донского фронта остановить врага у ворот Волги.
Благодаря большому знанию дела, требовательности и умения руководить, сколотить, правильно нацелить боевую деятельность частей, летный состав проявлял исключительную беззаветность, мужество и отвагу в борьбе с воздушным противником, облегчая и нередко срывая бомбардировочные действия неприятельской авиации.
В результате ожесточенных воздушных боев, проведения самостоятельных операций по уничтожению авиации противника на аэродромах, превосходство в воздухе было отвоевано к началу больших ноябрьских-январских операций.
Неутомимый в работе, почти всегда лично участвует, разрабатывает, координирует совместные действия авиации с наземными войсками, организуя это взаимодействие с точным требованием оперативной и тактической целеустремленности.
Наиболее четко выявлены большие способности, понимание оперативно- тактической подготовки, умение организовать действия воздушной армии в период подготовки ноябрьской операции Донского фронта и в завоевании для 65-й армии, наносившей в дальнейшем главный удар плацдарма у Клетская. 
Исключительно удачные действия 16-й воздушной армии в этот период сорвали целый ряд контратак противника и обеспечили удержание войсками 65-й армии плацдарма. Несколько удаленное расположение 16-й ВА от этого района не повлияли на выполнение задачи, благодаря четкой работы частей армии на пределе, либо с аэродромов «подскока».
При разработке плана прорыва немецко- фашистской обороны на Дону, 19.11.1942 года, Руденко принимал непосредственное участие и благодаря высокому мастерству в деле использования воздушных сил, способствует войскам на решающем направлении в выполнении поставленных им задач. На ряду с этим ударом по резервам противника, его артиллерийским массам, по отходящим колоннам, ударами по аэродромам и по переправам способствует полному разгрому врага и его окружению.
Части воздушной армии, за время с 19.11.1942 года по 9.01.1943 года, то есть в период прорыва, уничтожения и окружения Сталинградской группировки войск противника, проделали большую и плодотворную работу. Всего за этот период произведено 6254 самолето-вылетов.
Произведено 138 воздушных боев. Уничтожено в воздушных боях- 113 самолетов противника разных типов и на земле 294 самолета. Уничтожено и повреждено на земле значительное количество живой силы и технических средств противника. На голову врага сброшено около 1000 тонн смертоносного груза. Еще большее мастерство Сергей Игнатьевич проявил при решении операции по уничтожению окруженных 22 дивизий противника западнее Сталинграда». 

Из наградного листа к ордену «Кутузова» 1-й степени:
«Генерал-лейтенант авиации Руденко С.И. благодаря тщательному изучению сил противника перед Центральным фронтом и глубокому анализу тактики его наземных войск и в особенности ВВС, все время разгадывая замыслы противника, умело и тактически грамотно использовал свои средства. Продуманно провел вопрос дислокации и подготовки для частей армии аэродромную сеть на театре действий фронта так, что на любой участок фронта мог сосредоточить максимальное количество самолетов в любое время.
Хорошо разработал и удачно применил массированные удары авиации в период немецко- фашистского наступления на Орловско- Курском направлении, где части 16-й Воздушной армии в боях показали высокое летное мастерство и героизм, завоевав свое господство в воздухе, нанесли сокрушительные удары по живой силе и технике противника.
В проведенной операции с 5 по 25 июля 1943 года части армии произвели: 18775 успешных боевых вылетов, провели 423 воздушных боя, в которых уничтожили- 568 самолетов противника, это обеспечило в решающем направлении наземным войскам нанести контрудар и большой урон силам противника, вынудив его к отступлению». 

Из наградного листа к ордену «Красного Знамени»:
«Командующий 16-й Воздушной армии, генерал-лейтенант авиации Руденко Сергей Игнатьевич.
При выполнении плана частной операции, согласно директив Ставки Верховного Главнокомандования 753-757, истребительная авиация 16-й Воздушной армии успешно прикрывала районы переправ войск 13-й, 60-й, 63-й армий в период с 1 по 4 октября 1943 года. Одновременно с этим, бомбардировочная и штурмовая авиация производила мощные массированные удары по живой силе и технике противника, удачно намечая цели в пунктах сосредоточения частей противника на путях подхода резервов и их сосредоточение.
Своими действиями 16-я Воздушная армия способствовала наземным частям в расширении плацдармов на западном берегу рек Сож, Днепр, Припять, достигая в этот период до 850- 900 самолето- вылетов в сутки.
С 15 по 22 октября 1943 года части фронта вели успешные боевые действия в междуречьи рек Сож, Днепр. В этот период соединения 16-й ВА взаимодействуя с наземными войсками ударной группировки войск Белорусского фронта, произвели авиаподготовку прорыва основной оборонительной полосы противника и нанесли массированные удары штурмовой и бомбардировочной авиацией при наступлении вдоль правого берега Днепра и обеспечили работы по наведению переправ и форсированию рек Сож и Днепр, достигая напряжения до 1010 самолето-вылетов в сутки.
6 октября 1943 года частями 16-й ВА был нанесен массированный удар по железнодорожному узлу Гомель, в котором участвовало 238 самолетов. В результате этого удара противнику был нанесен значительный ущерб». 

За искусное руководство воздушной армией и проявленное при этом мужество и героизм 18 августа 1944 г. удостоен звания Героя Советского Союза.

Наградной лист к ордену «Суворова» 1-й степени:
«Командующий 16-й Воздушной армии, генерал-полковник авиации Руденко Сергей Игнатьевич обладая богатым практическим боевым опытом и хорошими организаторскими способностями, проделал огромную работу по подготовке воздушной армии к январско-февральскому наступлению войск фронта. Повседневно руководя штабом, тылами, в трудных зимних условиях и распутицы, обеспечил своевременную подготовку аэродромной сети, сосредоточение на передовых аэродромах большого количества авиационных частей, подвоз необходимого количества горючего, боеприпасов и авиатехимущества.
Под его непосредственным руководством проведена большая работа по укомплектованию частей армии личным составом, вводу в строй молодых летчиков, учебно- боевой подготовке частей и тщательной подготовки к операции материальной части самолетного парка.
В ходе наступления войск фронта Воздушная армия, ведя в любых сложных метеорологических условиях непрерывную боевую работу днем и ночью, взаимодействуя с наземными войсками, оказала большую помощь им в стремительном продвижении вперед и разгрому немецко-фашистских войск.
За период зимнего наступления частями армии произведено 30808 боевых самолето-вылетов, 526 воздушных боев, в результате которых сбито 445 самолетов противника. Кроме этого уничтожено большое количество живой силы, техники, оборонительных сооружений и переправ противника. Во всем этом большая заслуга товарища Руденко». 

9.04.1945 года награжден орденом «Суворова» 1-й степени. 

В 1948-1949 гг. — командующий Воздушно-десантными войсками, с 1950 года- командующий дальней авиацией, заместитель главнокомандующего ВВС, с 1953 года начальник Главного штаба- первый заместитель главнокомандующего ВВС, с 1958 года- первый заместитель главнокомандующего ВВС. С 1968 года начальник Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. С 1973 года в группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. 

Умер 7 октября 1990 года. 

Награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова 2-й степени, орденами Кутузова l-й степени, Суворова 2-й степени, Отечественной войны l-й степени, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, медалями, а также иностранными орденами.

 

Источник

Картина дня

наверх