Противостояние между наполеоновской Францией и Великобританией в той или иной степени затронуло все европейские государства. Но не только — Париж и Лондон пристально следили за тем, чтобы не допустить каких-либо преференций для третьей стороны. Таковой — неожиданно для себя — стали Соединенные Штаты.
Которые, вообще говоря, планировали хорошенько нажиться и на французах, и на британцах.Как известно, Наполеон, стремясь подорвать экономику Великобритании, во многом ориентированную на экспорт, установил так называемую "континентальную блокаду". То есть запретил торговать с англичанами практически всем европейским государствам. К блокаде после Тильзитского мира в 1807 году присоединилась и Российская империя. Более того, Александр I даже объявил войну англичанам.
В США же решили всех перехитрить. Поскольку страна не присоединялась к альянсам, то был предложен такой хитрый коммерческий ход — закупать британские товары, ставить на них свои клейма и продавать их уже в государствах, которые участвовали в континентальной блокаде. Под видом американских разумеется. По замыслу американских коммерсантов, точно также можно было бы поступать и с французскими товарами, перепродавая их на Британских островах.
План был, мягко говоря, наивным. Что очень скоро доказали власти и Британии, и Франции. Счет на задержанные американские торговые суда в портах континентальной Европы и Англии быстро пошел даже не на десятки — на сотни. Британцы ловили американцев за контрабанду французских товаров, французы — за контрабанду британских.
Такое положение дело сильно разгневало президента США Томаса Джефферсона и американских конгрессменов. И в конце декабря 1807 года они приняли так называемый "Эмбарго Акт", в котором запретили всю торговлю США с европейскими государствами. Иностранным торговым судам было запрещено заходить в американские порты.
Правда, очень быстро стало понятно, что "Эмбарго Акт" был скорее эмоциональным, нежели рациональным поступком. Ведь американцы вывозили тогда в основном сырье — лесоматериалы, зерно, хлопок. А ввозили промышленные товары.
В этих условиях пышным цветом расцвела контрабандная торговля — в основном через британскую Канаду и испанскую Флориду. Объем внешней торговли упал в несколько раз — с более чем 100 миллионов долларов в год до 20 с небольшим. Да и эти "20 с небольшим" приходились в основном на контрабанду.
В Вашингтоне очень быстро поняли, что совершили ошибку с введением эмбарго. Но понимание ошибки вовсе не означало ее признания. Более того, акт даже продлевали. И в конце концов, в проблемах обвинили соседнюю Канаду, власти которой не препятствовали торговле с американскими штатами. В итоге закончилось все американо-британской войной 1812-1815 года, самым знаменитым эпизодом которой стало сожжение англичанами Белого дома в Вашингтоне.
На иллюстрации: одна из карикатур того времени
Свежие комментарии