Эту женщину называли правнучкой Аграфены Закревской – петербургской красавицы кружившей головы Пушкину, Баратынскому и Вяземскому.
По второй части фамилии ей приписывали родство с графами Бенкендорф.
На самом деле она была дочерью тайного советника и сенатора Игнатия Платоновича Закревского и женой русского дипломата, барона Бенкендорфа.
Второе замужество дало ей прибавку к фамилии Будберг.
Мария Будберг любила мужчин! Не только своих иногда пересекающихся мужей и любовников, а вообще всех мужчин в мире. Она знала толк в сексе, и умело его использовала для достижения конкретных целей. За этот талант друзья называли ее Мурой.
В 1918 году в революционной Москве, она крутила роман с Робертом Локкартом, английским разведчиком, работающим под дипломатическим прикрытием.
У него на квартире Муру и арестовали чекисты Якова Петерса.
Локкарта обменяли на коммунистов задержанных английским правительством, а
Муру освободили из камеры Лубянки благодаря просьбе Горького. Тогда же она дала подписку о добровольном сотрудничестве с ВЧК.
Алексей Максимович устроил Марию Будберг к себе во «Всемирную литературу» переводчиком. Благодаря «пролетарскому писателю» она познакомилась с Лениным, Коллонтай, Шаляпиным и т.д.
Несмотря на разницу в 24 года, Горький влюбился в Муру как мальчишка.
В 1921 году в доме у пролетарского классика она вскружила голову английскому писателю фантасту Герберту Уэллсу. Вскоре ее новый английский любовник, сделал Муре предложение руки и сердца, но та, переведя все в шутку, игриво отклонила его.
В 1921 году в Эстонии для продления визы Мура оформила фиктивный брак с бароном Николаем Будбергом.
В 1922 году Мария перебралась к Горькому в городок Сааров, расположенный в полутора часах от Берлина. Друзьям и гостям писатель говорил: «Без неё я - как без рук и без языка».
Время от времени она на месяц уезжала к детям, а на самом деле выполняла задания советской, германской, или английской разведки.
Горький посвятил Муре свой роман-эпопею «Жизнь Клима Самгина», она же стала прототипом его главной героини – Марины Перминовой.
Когда в 1932 году Алексей Максимович решил вернуться в СССР, Мура перебралась жить в Англию. Она возобновила отношения с Уэллсом и продолжала их до самой смерти писателя, скончавшегося в августе 1946 года. Маститый автор оставил возлюбленной в наследство 100 000$.
В 1936 году она приезжала к Горькому на крымскую дачу Тессели. Именно тут они договорились, где Мура спрячет горьковский архив.
Говорят, что после смерти писателя его архив Мария передала советским властям, а те в благодарность оформили Муру как наследницу зарубежных изданий Горького.
Официальная жена Екатерина Павловна Пешкова осталась не у дел.
После вскрытия в Англии «Кембриджской пятерки», самой сильной разведывательной группой времён Второй мировой войны, Мария Будберг попала под подозрение контрразведчиков из МИ-5.
Для допроса к ней домой послали агента Иона Устинова. Через полчаса после начала беседы, он суетливо выбежал из ее лондонской квартиры, и уже на лестнице крикнул, чтобы она не волновалась, его визит оказался досадным недоразумением.
В 1968 году Мария Игнатьевна приезжала по делам в Москву, смотрела в «Современнике» спектакль «Большевики». На встрече с актерами, она удивила всех, сказав, что чтобы правдивей играть, всем им не мешало бы в 18 году побывать на допросе в ВЧК.
Мария Игнатьевна Закревская-Бенкендорф-Будберг умерла 2 ноября 1974 года, находясь в гостях у сына в Италии.
Как минимум в архивах разведок трех стран: России, Германии, и Англии ее личное дело до сих пор находится под грифом «СЕКРЕТНО».
Свежие комментарии