На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 680 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вячeслaв Зотов
    Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй душу грешнаго раба Твоего Григория Федоровича за его бесчинства,злобу и ж...Кровавое усердие ...
  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...
  • Олег Зайчиков
    Юрий Васильевич Сергеев рассказывает этот факт от участников тех боёв .,ветеранов и их потомков ......Отец и сын против...

Карибский кризис

В октябре 1962 года США и СССР провели 13 дней в напряженном политическом и военном противостоянии в связи с установкой ядерных боевых ракет на Кубе, всего в 90 милях от берегов США. В телевизионном обращении 22 октября 1962 года президент Джон Кеннеди (1917-1963) уведомил американцев об обнаружении ракет, объявил о своем решении ввести военно-морскую блокаду вокруг Кубы и дал понять, что США воспринимают акт установки ракет как угрозу и готовы при необходимости использовать военную силу для защиты национальной безопасности.

После этого сообщения многие стали опасаться, что мир находится на грани ядерной войны. Однако бедствия удалось избежать, когда США договорились с советским лидером Никитой Хрущевым (1894-1971) убрать кубинские ракеты в обмен на то, что США обещают не вторгаться на Кубу. Кеннеди также тайно согласился убрать ракеты США из Турции.

Обнаружение ракет

После захвата власти в 1959 году левым революционным лидером Фиделем Кастро (1926-2016) карибское островное государство Куба присоединилось к социалистическому лагерю. При Кастро Куба попала в зависимость от СССР за военную и экономическую помощь. В это время США и Советы (и их страны-союзники) были вовлечены в «холодную войну» (1945-1991), состоящую из серии политических и экономических столкновений.

А знаете ли вы, что:

Актер Кевин Костнер снялся в фильме о кубинском ракетном кризисе под названием «Тринадцать дней» (2000 год). Тизер к фильму звучал так: «Вы никогда не поверите, как близко мы подошли».

В одну из самых значительных конфронтаций холодной войны две сверхдержавы погрузились после того, как пилот американского шпионского самолета U-2 совершил полет над Кубой 14 октября 1962 года и сфотографировал советскую баллистическую ракету средней дальности Р-12 (SS-4 по классификации США) в процессе сборки.

Президента Кеннеди проинформировали о ситуации 16 октября, и он немедленно созвал группу советников и чиновников, назвав ее «исполнительный комитет», или ExCom (executive committee). Почти две недели президент и его команда боролись с дипломатическим кризисом эпических масштабов, как и их коллеги в Советском Союзе.

Новая угроза в США

Для американских официальных лиц ситуация стала очень серьезной из-за близости позиций ядерных ракет на Кубе, всего в 90 милях к югу от Флориды. Расположенные на таком расстоянии, они были способны очень быстро достичь целей на востоке США. Если бы ракеты были приведены в действие, это коренным образом изменило бы соотношение сил в ядерном соперничестве между США и СССР, где до этого доминировали американцы.

Советский генсек Никита Хрущев шел ва-банк, отправляя ракеты на Кубу с конкретной целью ― увеличить возможность ядерного удара по стране противника. Советы давно испытывали беспокойство по поводу количества ядерного оружия, которое было нацелено на них из Западной Европы и Турции, и они сочли развертывание ракет на Кубе способом выровнять силы на игровой доске. Другим ключевым фактором в советской ракетной политике были враждебные отношения между США и Кубой. Администрация Кеннеди уже предприняла одно нападение на остров ― неудавшееся вторжение в заливе Свиней в 1961 году. И Кастро, и Хрущев видели в ракетах средство сдерживания дальнейшей агрессии США.

Взвешивание вариантов

С самого начала кризиса Кеннеди и ExCom определили, что присутствие советских ракет на Кубе является неприемлемым. Задача, стоящая перед ними, заключалась в том, чтобы организовать их устранение, не разжигая более серьезный конфликт, а тем более ядерную войну. В обсуждениях, которые длились почти неделю, они продумывали множество вариантов, включая бомбардировку ракетных объектов и полномасштабное вторжение на Кубу. Но Кеннеди в конечном итоге подошел к вопросу более взвешенно: во-первых, использовать военно-морской флот США для создания блокады или карантина острова, чтобы не позволить Советам поставлять дополнительные ракеты и военную технику. Во-вторых, объявить ультиматум, чтобы уже установленные ракеты были убраны.

В телепередаче 22 октября 1962 года президент уведомил американцев о наличии ракет, объяснил свое решение о введении блокады и дал понять, что США готовы при необходимости использовать военную силу против явной угрозы национальной безопасности. После этого телеэфира люди во всем мире тревожно ждали ответа Советского Союза. Некоторые американцы, испугавшись, что их страна находится на грани ядерной войны, запасались продовольствием и горючим.

Столкновение на море

Критический момент в разворачивании кризиса наступил 24 октября, когда советские корабли, направлявшиеся на Кубу, приблизились к линии кораблей США, обеспечивающих блокаду. Попытка Советов нарушить блокаду, скорее всего, вызвала бы военную конфронтацию, которая могла бы быстро перерасти в ядерную. Но советские корабли остановились.

Хотя события на море дали надежду на предотвращение войны, но они никак не повлияли на решение проблемы с теми ракетами, что уже находились на Кубе. Напряженное противоборство между сверхдержавами продолжалось в течение недели, а 27 октября над Кубой был сбит американский самолет-разведчик, и во Флориде были мобилизованы силы вторжения США (35-летний пилот сбитого самолета майор Рудольф Андерсон считается единственной американской боевой жертвой кубинского ракетного кризиса).

«Я думал, что это была последняя суббота в моей жизни», ― вспоминает министр обороны США Роберт Макнамара (1916-2009), слова которого приводит Мартин Уокер в своей книге «Холодная война». Другие ключевые игроки с обеих сторон испытывали такое же чувство обреченности.

Соглашение и выход из тупика

Несмотря на огромную напряженность, советские и американские лидеры нашли выход из этой ситуации. Во время кризиса американцы и Советы обменялись письмами и другими сообщениями, а 26 октября Хрущев направил Кеннеди послание, в котором он предложил снять кубинские ракеты в обмен на обещание лидеров США не вторгаться на Кубу. На следующий день генсек направил письмо, в котором пообещал демонтировать советские ракеты на Кубе, если американцы уберут свои ракетные установки в Турции.

Официально администрация Кеннеди решила принять условия первого сообщения и полностью проигнорировать второе письмо Хрущева. Однако в частном порядке американские официальные лица также согласились вывести свои ракеты из Турции. Генеральный прокурор США Роберт Кеннеди (1925-1968) лично передал послание советскому послу в Вашингтоне, а 28 октября кризис подошел к концу.

Обе стороны ― и американцев и русских ― отрезвил кубинский ракетный кризис. В следующем году между Вашингтоном и Москвой была установлена «горячая линия» ― прямая линия связи, чтобы помочь разрядить подобные ситуации, а сверхдержавы подписали два договора, связанные с ядерным оружием. Однако до завершения холодной войны было еще далеко. На самом деле после карибского кризиса СССР утвердился в своем стремлении усилить работу над межконтинентальными баллистическими ракетами, чтобы они были способны добираться до США с советской территории.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх