В марте 1697 года из России выдвинулось в Европу Великое посольство Петра I – 250 человек. Целью было найти союзников и перенять передовой европейский опыт, чтобы сделать страну конкурентоспособной. И если с первым получилось не очень, то второй пункт был выполнен блестяще. Тем удивительнее знать, что сам царь присутствовал в делегации под вымышленным именем, и лично осваивал все азы европейских наук.
Когда Пётр I прибыл в Лондон и где остановилась свита Его Императорского Величества
Русский царь и его посольство прибыло в Англию 11 января 1698 года. Это был период, когда Англия из малозначительной страны превращалась в крупного игрока на мировой арене. Война с Людовиком, главным врагом Англии, была прекращена (заключён Рисвикский мир), благодаря чему Король-Солнце остался в прежних границах. Уровень доходов страны от торговли был ещё пока ниже, чем у Франции с её плодородными землями. Но Англия выигрывала за счёт своего островного положения: тогда как народ Франции изнывал от жёсткого налогообложения, аккумулируемые средства с которого шли, в том числе, и на содержание системы крепостей, в Англии налоги не были столь сокрушительными, так как содержание флота обходилось дешевле содержания сухопутных войск и наземных укреплений. Шло активное развитие торгового флота. Экономика страны была удивительно жизнестойкой и неуклонно укреплялась, а английский флот постепенно приближался к статусу «повелителя морей». Лондон предстал перед глазами русского царя огромным и очень развитым городом. Дело в том, что вся кипучая жизнь страны была сосредоточена в столице, а каждый десятый её житель был лондонцем. Город напоминал большой муравейник – такой же неутомимо деятельный и непрерывно деловито суетящийся. Богатый, оживлённый, грязный и даже опасный город удивлял своей двойственностью: успешно «соседствовали» в нем грубые нравы (пристрастие к кровавым зрелищам – публичным казням и телесным наказаниям, любовью к аттракционам с огнём, животными и карликами, высокий уровень преступности) и тяготение к культуре, изяществу и красоте. Остановился государь вместе с лицами, его сопровождавшими сначала в самом Лондоне по улице Норфолк, в скромном маленьком доме с выходом к реке (там его неофициально посетил король), а позже поселился в Дептфорде, в изящном особняке Джона Эвлина (известного учёного-ботаника, садовода и автора исторических записок). Возле дома был разбит замысловато обустроенный и очень красивый парк – гордость хозяина. Его самого и всех, кто до этого жил здесь, попросили освободить дом на все время пребывания русского посольства. Дом понравился Петру I своей вместительностью и тем, что из сада был выход к реке и верфи. Спустя три месяца, когда гости покинули место своего пребывания, хозяин дома обнаружил, что дому и саду нанесён небольшой ущерб: испорченная мебель, прострелянные картины, перепачканные ковры и стены, выломанные замки и печные изразцы, вытоптанная лужайка. Ущерб материальный был возмещён (350 фунтов) из гос.казны.
Чем Англия поразила русского царя
Россия нуждалась в знающих людях (кораблестроителях, инженерах, моряках). Пётр не считал достаточным только приглашать для работы в этих сферах иностранных специалистов, для него важно было, чтобы среди русских людей все больше появлялось профессионалов в соответствующих областях. Для достижения этой цели он отправил обучаться за границу молодых родовитых аристократов. А теперь решил поехать лично, чтобы не отстать от них, да и самому на практике во всем, что представляло для него интерес, разобраться. Лондон и Англия в целом не могли не поразить русского царя, задавшегося целью поднять свою страну с примитивного аграрного уровня до европейских стандартов, чтобы она могла строить межгосударственные отношения «на равных» с ведущими мировыми державами. Самым притягательным зрелищем для Петра I стала «Лондонская заводь» – торговая гавань Пул, в которой находилось около двух тысяч судов. Доки и верфи в низовьях Темзы – вот что стало центром притяжения для молодого царя. Не найдя в Голландии ключа к корабельной архитектуре, он нашёл его в Англии. Король Вильгельм Оранский любезно предоставил ему возможность вникать в науку создания судов, бывать для этого везде, где пожелает. Специально для русского царя король Вильгельм III распорядился провести показательные морские учения. Пётр познакомился и очень подружился с конструктором яхты «Ройял трэнспорт» (она была построена по распоряжению короля для него лично) – Перегрином Осборном, маркизом Кармартеном.
Какие системы изучал русский царь в Туманном Альбионе
Официальная и культурная части пребывания Петра в Лондоне сводились к единственному визиту в Кенсингтонский дворец и посещению лондонского театра. Остальное же время, скрываясь под чужим именем, он либо постигал секреты кораблестроения, либо перемещался по городу, нередко пешком (даже в холодные зимние дни), наведываясь в мастерские и на фабрики, изучал работу всяких приспособлений, рассматривал их чертежи и технические описания. Заглянув, к примеру, к часовщику, купил у него карманные часы, а потом надолго у него задержался, обучаясь разбирать и собирать их; увидев качественно сделанные английские гробы, велел отправить один в Россию в качестве образца; купил чучела меч-рыбы и крокодила – диковинка. Русский царь посетил Тауэр, астрономическую обсерваторию и парламент (ему показалось симпатичным, что подданные говорят королю правду, но адаптировать этот опыт в России счёл невозможным). Кроме того, Пётр I посетил английский Монетный двор, где под руководством Исаака Ньютона создавался новый тип европейской монеты. Со временем Пётр I, вернувшись из Европы, проведёт денежную реформу в России (1698-1704 гг.), входе которой русский Монетный двор выпустит такую же монету. Но русский царь введёт инновацию – внедрит Десятичную систему денежного счета (когда 1 рубль = 100 копейкам, 1 доллар = 100 центам), которой весь мир использует по сей день. До Петра полный хаос царил в денежных делах. Например, 1 фунт ровнялся 20 шиллингам, 1 рубль – 33 алтынам и 2 деньгам. Русский царь покинул Англию 25 апреля 1698 года. Перед отъездом король Вильгельм III Оранский упросил Петра дозволить исполнить портрет русского государя. Эту задачу доверили живописцу Готфриду Кнеллеру.
Памятник Петру I в Лондоне – великий дар британцам от русского народа
5 июня 2001 года в Дептфорде состоялось торжественное открытие памятника Петру I, установленному в память о пребывании русского императора в Англии в конце XVII века. Его автор – русский скульптор Михаил Шемякин. На мраморной плите бронзового памятника надпись: «Пётр Великий. Этот памятник — дар русского народа и воздвигнут в память о приезде Петра Великого в эту страну в поисках знаний и опыта». На массивном постаменте скульптор разместил огромное туловище императора с маленькой головой, а рядом с ним расположил фигурку карлика с глобусом и пустой трон.
Свежие комментарии