За полтора века существования Суэцкий канал видел много горя
На фото: Суэцкий канал
Валерий Бурт
150 лет назад, 17 ноября 1869 года, был открыт бесшлюзовый Суэцкий канал — наиболее короткий путь для кораблей, идущих из Европы в Индийский океан, Юго-Восточную Азию и в другие регионы планеты. До этого такое путешествие можно было совершить, лишь обогнув всю Африку.
Те, кто бывал в тех местах, удивлялся поразительному своеобразию пейзажа. Вода в Суэцком канале стоит вровень с уровнем берега и кажется, что вот-вот хлынет через край на прибрежный песок. Когда по каналу движутся большие корабли, создается полное впечатление, что они плывут не по водной глади, а прямо по пустыне…
Впрочем, это — лирика. Мы же поговорим о том, как строился канал, какие события проходили здесь. А страсти кипели часто. Суэц всегда был местом, где сталкивались многие интересы.
Путешествие Клеопатры
Еще в глубокой древности совершались попытки построить кратчайший путь для соединения двух морей — Красного и Средиземного. За это дело брались египетские фараоны — сначала Сенусерт III, затем — Нехо II. Но сумели ли они это сделать? По всей видимости, на этот вопрос можно ответить утвердительно — «Канал фараонов» был прорыт в III веке до нашей эры в эпоху правления династии Птолемеев, и по нему якобы путешествовала Клеопатра.
Шло время. Канал забрасывали, восстанавливали, снова забывали о нем. После арабского завоевания Египта в 642 году нашей эры по каналу снова пошли суда, однако, более чем через столетие, в 776 году по велению халифа Мансура его засыпали. Он опасался, что канал уведет торговые пути от центра Халифата. После этого о канале забыли почти на тысячу лет…
О нем вспомнил Наполеон Бонапарт после завоевания Францией Египта. Император, который был исключительно практичным человеком и буквально схватывал на лету перспективные идеи, отправил на геодезическую разведку группу специалистов во главе с инженером Жаком Лепером. Но тот пришел к выводу, что строительство канала невозможно, поскольку уровень Красного моря выше, чем Средиземного. Это, по мнению геологоразведчиков, могло привести к опустошительным наводнениям в дельте Нила.
Император, выслушав геодезистов, не без разочарования, отказался от своей идеи. И, как выяснилось, напрасно — ничем страшным для окружающей среды строительство канала не грозило. Правда, это выяснилось лишь спустя несколько десятков лет.
Выход из замкнутого круга
Глобальный проект все же осуществился во многом благодаря Наполеону. Но это было уже другой император, приходившийся племянником знаменитого завоевателя. В 1854 году Наполеон III лоббировал проект Суэцкого канала, договорившись с египетским наместником о создании одноименной компании. В этих переговорах активное участие принял французский дипломат, виконт Фердинанд Мари де Лессепс. У него были хорошие отношения с правителем Египта Саид-пашой, и тот подмахнул нужные бумаги. Концессия была предоставлена на 99 лет с момента окончания строительства. Египет должен был получать 15% доходов, компания — 75%, ее основатели — оставшиеся 10.
Но, прежде чем это произошло, виконт должен был получить разрешение турецкого султана, поскольку в то время Египет был частью Османской империи. Владыка же мог это сделать только с разрешения Лондона, поскольку был не только союзником Великобритании, но и зависимым от нее.
Британцам в лице своего премьер-министра, лорда Генри Пальмерстона идея со строительство канала категорически не нравилась. Он и другие политические деятели увидели в этом посягательство на морское могущество британской империи. Пальмерстон говорил, что планирующийся канал не что иное, как «дешевая попытка французов захватить Средиземноморье». Лессепса же он назвал «дураком и мошенником».
В общем, получался замкнутый круг. Но его успешно разорвал Лессепс. Правда, для этого ему понадобилось несколько лет, которые он проводил в бесконечных поездках в Стамбул, Лондон, Париж, Каир. Виконт беспрестанно уговаривал, договаривался, вел переговоры.
В конце концов, концессия на строительство была получена. Автором проекта, на который компания «Суэцкий канал» довольно быстро нашла деньги, стал австрийский инженер-строитель Алоиз Негрелли, который работал в компании со строителем железных дорог Робертом Стефенсоном, французским инженером Поленом Талабо.
Россия промахнулась
Негрелли был назначен руководителем строительными работами. Однако еще до их начала специалист неожиданно скончался. Его преемником стал Лессепс, который следовал проекту предшественника. Закладка канала состоялась 25 апреля 1859 года. В тот день Лессепс с членами совета компании и прибыли на место, где вскоре вырос город Порт-Саид.
Наибольшее количество акций было приобретено Францией — свыше двухсот тысяч. Россия, как, впрочем, Англия, Австрия и США не приобрели ни одной, хотя на их долю было оставлено более 85 тысяч.
Сейчас очевидно, что русские деловые круги, что называется, промахнулись, сочтя покупку акций бесполезным делом. Время, однако, подтвердило ошибочность такого мнения…
На строительство 160-ти километрового канала были согнаны до 50 тысяч крестьян из окрестных деревень. Феллахи работали в ужасных условиях — на жаре, изнывая от жажды, без должного оборудования, по много часов. Поэтому смерть косила их нещадно. Считается, что во время строительства Суэцкого канала погибло до 120-ти тысяч человек.
Сначала работники использовали лишь кирки и лопаты, и дело шло очень медленно. Объем же работ был необычайно велик — только песка требовалось 75 миллионов кубических метров. К тому же, в 1863 году египетский правитель Исмаил Паша запретил использование принудительного труда.
Лессепсу и его компаньонам пришлось раскошелиться. На строительстве начали использовать паровые машины и земснаряды. Были задействованы гигантские землечерпалки, транспортеры, экскаваторы, грузовые баркасы с подъемными устройствами. После этого производительность труда резко выросла.
Предприимчивый Огюст Бартольди
В начале 1869 года строительство было уже близко к завершению. Компаньоны стали подумывать об эффектном завершении строительства. Так, французский ваятель Фредерик Огюст Бартольди предложил установить на берегу Средиземного моря у входа в канал его скульптуру «Египет, несущий свет Азии». Она представляла собой фигуру женщины в традиционной одежде египетских крестьянок, с факелом в руке, который мог служить одновременно и маяком.
В Египте свой проект Бартольди реализовать не удалось. Идея же нашла свое воплощение — в 1886 году скульптор создал похожее гигантское изваяние для гавани Нью-Йорка. Это известная всему миру Статуя Свободы.
Джузеппе Верди собирался представить специально для празднеств оперу на египетскую тему — «Аида». Однако композитор не успел к сроку, и в Каирском оперном театре, построенном к окончанию строительства канала, поставили «Трубадура» — оперу так же сочиненную Верди.
На открытие Суэцкого канала (строительство продолжалось более десяти лет) 17 ноября 1869 года приехали высокопоставленные гости, среди которых были императрица Евгения, принц Мюрат, представлявшие Францию, вице-король Египта Исмаил, император Австро-Венгрии Франц-Иосиф. Делегация России была представлена послом в Константинополе Николаем Игнатьевым, писателем Владимиром Соллогубом, живописцем Иваном Айвазовским. Последний в Египте начал работу над картинами «Суэцкий канал» и «Вечер в Каире».
Гремела музыка, воздух сотрясался от залпов красочного салюта. Шампанское лилось рекой. Повсюду развевались сотни флагов и вымпелов. В гавани Порт-Саида стояли многочисленные суда из разных стран, ждавшие своей очереди, чтобы пуститься в плавание по каналу.
Настроение у всех было превосходное, особенно у главного героя действа — Лессепса. Однако вскоре оно было безнадежно испорчено. Виконту, которому был пожалован Орден Почетного легиона, пришло известие о том, что пароход «Пелузий» сел на мель и загородил путь остальным кораблям. Оказалось, что в спешке работы по углублению основного русла канала завершить не удалось. И потому по каналу могли пройти лишь суда с небольшим водоизмещением…
Открытие канала было сродни революции в международном судоходстве. Теперь, к примеру, путь из Триеста в Бомбей стал короче на 37 дней, из Генуи — на 32, из Марселя — на 31, из Бордо, Лондона или Гамбурга — на 24. По сравнению с кружным путем вокруг Африки, Суэцкий канал обеспечивал экономию топлива от 25 до 50 процентов.
Через несколько лет Лессепс взялся за осуществление нового мегапроекта — строительство Панамского канала. Виконт предполагал, что трудностей там будет меньше, но оказалось — многократно больше. Там снова тысячами — уже не в песках, а в джунглях — гибли люди. Компания, которая занималась проектом, потратив 260 миллионов долларов, лопнула в 1889 году. В итоге строительство было завершено только через четверть века. Слово «Панама» стало синонимом крупной политической и финансовой аферы…
Эхо орудийных залпов
В начале 40-х годов прошлого столетия во время Второй мировой войны неподалеку от Суэцкого канала развернулись масштабные боевые действия между германской армией генерала Эрвина Роммеля, его итальянских союзников с одной стороны и частями Англии, Индии, Австралии Канады — с другой.
Немцы отчаянно рвались к источникам нефти, и, если бы они их захватили, западные союзники были поставлены в крайне тяжелое положение. Какое-то время казалось, что Гитлер недалек до впечатляющего стратегического успеха. Однако в кровопролитных сражениях солдаты Вермахта потерпели поражения. После этого глобальные планы Гитлера были окончательно разрушены.
Прошло всего полтора десятка лет, и окрестности Суэцкого канал снова огласились эхом орудийных залпов. Осенью 1956 года, после того, президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал канал, разразилась война между Египтом и Англией, Францией, Израилем. Почти не встречая сопротивления — основные силы египтян были сконцентрированы вокруг Суэцкого канала, — израильские войска заняли Синайский полуостров. Англо-французская авиация нанесли удар по египетским аэродромам, в ноябре в район Порт-Саида и Порт-Фауда были сброшены английские и французские парашютисты. От полного разгрома Египет спасло вмешательство Советского Союза. Лидер СССР Никита Хрущев был настолько разъярен, что угрожал применить в отношении Великобритании, Франции и Израиля самые решительные меры, вплоть до термоядерных ударов…
Конечно, это был блеф, но — весьма опасный. И противники Египта, не став искушать судьбу, отступили. Суэц был на некоторое время закрыт и открылся 24 апреля 1957 года.
Еще дважды — во время арабо-израильских столкновений 1967 и 1973 годов — Москва приходила на помощь Каиру. В ходе Шестидневной войны войска Израиля, разгромив египетскую армию в ходе быстротечной военной операции, оккупировали Синайский полуостров и вышли к каналу. Если бы не грозный окрик из Кремля, солдаты под флагом с шестиконечной звездой вполне могли форсировать и Суэц и начать наступление на Каир.
В июне 1967 года Суэцкий канал из-за большого количества мин и затопленных кораблей был закрыт правительством Египта. В то время полтора десятка судов из разных стран были пришвартованы в середине канала у Большого Горького озера. Они находились там несколько лет, получив прозвище «Желтый флот», поскольку ветер с пустыни засыпал их песком. И только в 1975 году кораблям, наконец, разрешили покинуть канал.
Стахановские темпы египтян
Число проходящих по каналу судов постоянно растет. Сейчас воды сооружения ежедневно разрезают несколько десятков кораблей. Разумеется, они платят за это немалые деньги. Доходы от эксплуатации канала составляют одну из главных статей национального бюджета Египта.
В 70−80-х годах канал был модернизирован: была увеличена его ширина и углублен фарватер. Почти сорок лет назад было открыто движение по проходящему автомобильному тоннелю под Суэцким каналом. Он назван в честь генерала Ахмеда Хамди, погибшего во время войны 1973 года.
В августе 2015 года состоялось открытие Нового Суэцкого канала — гидротехнического сооружения длиной более 70-ти километров, проложенного параллельно старому каналу. В ходе торжества по случаю появления дублера, президент республики Абдель Фатах ас-Сиси лично провел по новому руслу яхту «Аль-Махруса», которая в 1869 году прошла через Суэцкий канал во время его открытия.
Новый Суэцкий канал, в отличие от своего предшественника, был построен всего за год. Это при том, что время, отведенное на его возведение, исчислялось тремя годами. Однако египетские строители показали просто стахановские темпы.
Свежие комментарии