Осиновский перевал и дорога до Бухтармы, Зыряновского и Кокпектинского районов были построены всего за 72 дня. На стройке трудились тысячи работников колхозов, день за днем перевыполняя план на двести и триста процентов. В 30-х годах прошлого века в Восточном Казахстане практически не было автомобильных дорог с твердым покрытием.
Из-за этого перевозить грузы по региону было не так-то просто, а зимой и вовсе почти невозможно. В 1940 году власти страны разработали проект строительства дороги «Восточное кольцо». Вернее, это была сеть трасс для связи районов Восточно-Казахстанской и Семипалатинской областей с Казахской железной дорогой.В проекте учли все, кроме самого главного — финансирования. Денег в казне на реализацию плана не было. В ответ на это в январе 1940 года жители области провели большое собрание в сельхозартели «Красный партизан» и решили построить дорогу всем миром. Этот призыв распространили по всем колхозам. Предстояло проложить тракты Усть-Каменогорск — Бухтарма — Мало-Красноярка и Самарка — Кокпекты — Георгиевка. К лету 1940 года на стройку прибыли 17 тысяч человек из разных уголков Восточного Казахстана. Специальной техники не было. Даже обычные лопаты были в дефиците, пока их не прислали из Нижнего Тагила. Топоры и кувалды доставили из Алматинской области. Руководить стройкой направили лучших инженеров КазССР. «Работа была тяжелая. Скалы долбили ломиком, а камни вывозили на тачках, — писала в «Рудном Алтае» участница стройки Евдокия Полунина. — Вставали в четыре утра и трудились по позднего вечера. Мне было 17 лет». К 16 июля 1940 года энтузиасты завершили строительство тракта протяженностью 806 километров. За 72 дня рабочие уложили в полотно дороги более двух миллионов кубометров грунта, взорвали десятки тысяч кубометров скал.
Источник: Александр Храмцов
Свежие комментарии