Все знают, про раскулачивание, устроенное Сталиным. Под раскулачивание попали миллионы крепких, трудолюбивых крестьян. Но мало кто знает, что это слово ещё царских времён. Мало кто знает также, что отношение к кулакам со стороны и помещиков, и крестьян, и государства всегда было негативным.
Кулаки на картине "Новые хозяева", художник Н.
Богданов-Бельский, 1913 гБольшевики просто взяли это удобное слово для обозначения очередного классового врага, отчётливо сознавая, что негативный социальный смысл, содержащийся в нём, поможет им организовать очередную кампанию экспроприации.
«Кулак» в источниках
Во втором томе «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя (том, который никогда не читало большинство любителей литературы) есть такой момент. Чичиков встречается с Костанжогло, про которого ходила слава как про одного из самых хозяйственных, рачительных помещиков. Костанжогло торгуется с какими-то крестьянами: «Один, казалось, был простой мужик; другой, в синей сибирке, какой-то заезжий кулак и пройдоха». В другом месте Чичиков называет про себя кулаком самого Костанжогло.
Агитационный плакат начала 1930-х годов
В «Толковом словаре живого великорусского языка», составленном Владимиром Далем примерно в это же время, читаем про категорию кулака как человека:
«Скупец, скряга, жидомор, кремень, крепыш; перекупщик, переторговщик, маклак, прасол, сводчик, особенно в хлебной торговле, на базарах и пристанях, сам безденежный, живёт обманом, обчётом, обмером… [в Московской губернии] торгаш с малыми деньжёнками, ездит по деревням, скупая холст, пряжу, пеньку, лён, мерлушку, щетину, масло и прочее; прасол, прах – денежный барышник, гуртовщик, скупщик и отгонщик скота; разнощик, коробейник, щепетильник (см. Офеня)».
Теневая мелкая буржуазия
Отсюда сложно нарисовать обобщённый образ кулака. Одно ясно: средства к существованию кулак добывал не крестьянским трудом, а разного рода торговлей, хотя сам принадлежал к крестьянскому сословию. Не обязательно кулак был богатым, часто и безденежным, но почти всегда – использовавшим разные средства, чтобы надуть покупателя (что обычно при бедности).
Фотография времен "Великого Перелома" на рубеже 1920-х - 1930-х годов
Понятно также, что отношение крестьян к таким кулакам, вышедшим из их среды, было вполне отрицательным. Не нравились они и помещикам, так как, уплатив положенный оброк, богатели сами для себя. Больше всего они не нравились государству, так как, занимаясь законными промыслами, не платили в то же время налогов, падавших на торговлю купеческого и мещанского сословий.
Можно сказать, что кулаки это представители нарождавшейся русской буржуазии – выходцы из села, занимавшие те виды торговой и посреднической деятельности, которые не были регламентированы законами. То есть, они ещё и представители теневой экономики.
Мироеды
Впрочем, отсюда ещё не могло происходить большой социальной вражды к ним. Чтобы демонизировать кулака, большевикам пришлось в своей пропаганде неразрывно связать с ними образ «мироеда». Почти никогда при советской власти слово «кулак» не использовалось одно, а обычно в сочетании «кулак-мироед».
Кулак-мироед на карикатуре 1920-х годов
У Салтыкова-Щедрина есть сатирический рассказ про мироеда. Мироедами называли тех крестьян, кто в своей крестьянской среде занимался мелким ростовщичеством (у Даля есть термин «миродёр»: кто грабит, обдирает людей).
Разумеется, подавляющее большинство раскулаченных советской властью не было ни мироедами, ни даже кулаками в традиционном понимании этого слова. Хотя все частные занятия, ранее свойственные кулакам, были в период свёртывания НЭПа ликвидированы (те, кто ими занимался, попали под репрессии уже в категории «нэпманы»). Раскулаченные были просто крестьянами, кто хотел владеть собственной землёй, а не жить при втором крепостном праве по прихоти государства-барина.
Источник: История России
Свежие комментарии