Светлое будущее, которого так ждали и к которому так стремились советские трудящиеся, не наступило. Сегодня трудно представить, что на самом деле происходило в годы социализма в каждом городе, на каждой улице, в каждой семье. Но остались памятники той эпохи: производства, транспорт, достижения науки и искусства, документы и периодические издания, по которым можно воссоздать картину прошлого.
Оппозиция коммунистическому движению в наше время воротит нос от конкретных примеров, когда трудящиеся были хозяевами своей страны, планомерно подчиняли своей воле природу и использовали экономические законы и свой энтузиазм на благо всему обществу. Сегодня, когда в российской экономике хозяйничает животная конкуренция и губительная анархия производства, в стране произошла деиндустриализация и процветает безработица, в Таганроге чудесным образом сохранилось производство котлостроительного оборудования - завод “Красный котельщик”. Правда, принадлежит оно не Таганрогу и не России, а через сеть учредительств олигарху А. А. Мордашову. "Красный котельщик" принадлежит ОАО "Силовые машины", последнее принадлежит кипрской компании Highstat Limited, а уже ее крупнейший бенефициар - Мордашов.
Миллионы часов труда нескольких поколений советских людей, и не только советских, перешли в частную собственность одному человеку или группе лиц. Безусловно, таганрогский завод и его изделия все также востребованы в нашей стране и даже мире, однако задачи, стоящие перед коллективом завода, диаметрально противоположны задачам их советских предшественников. Тогда рабочие строили коммунизм, а сегодня они добывают прибыль для своих хозяев. Те идеалы и те успехи, на которые указывает статья газеты “Правда” №176 от 1951 года, кажутся сегодня никогда не существовавшими.
Предлагаемая статья освежит память прежним поколениям котлостроителей и покажет современным читателям пример того, как можно жить и работать, когда хозяин производства и всей страны - пролетариат.
= = =
На родине Чехова, в Таганроге, не было хорошей питьевой воды, не было водопровода. В городе, расположенном на берегу Азовского моря, люди мечтали о воде!
Мы вспомнили об этом, когда подъезжали к Таганрогу. Огромный, словно выходящий из моря, он протянулся на многие километры, как приморский сад, подернутый синей дымкой утра. А среди деревьев, над бесчисленными домами, высоко подымались заводские корпуса. сверкали на солнце стеклянными крышами.
Красив этот город-сад на берегу моря! Зеленые чистые улицы, покрытые камнем и асфальтом, трамвай, водопровод, о котором мечтал Чехов, светлые школы, детские сады, вузы, техникумы, театры, библиотеки. Из года в год растут и развиваются заводы.
До революции Таганрог “славился” каторжными мастерскими и цехами иностранных акционеров. Теперь он выпускает первоклассные изделия из стали. Нефтяники знают, что без таганрогских цельнотянутых труб нельзя бурить скважины. Энергетики не могут строить мощные тепловые электростанции без таганрогских котлов высокого давления. Таганрогские самоходные комбайны убирают хлеб на полях нашей Родины. По таганрогским трубам подается питьевая вода в городах.
Таким стал советский Таганрог.
Вот один из уникальных заводов - “Красный котельщик”. Он делает мощные котлы, но на заводе так тихо, будто на тенистой улице: не слышно ни ударов кувалд, ни грохота железа, отчего в прошлом у котельщиков лопались барабанные перепонки.
“Глухарей” на заводе заменили люди новой советской профессии - электросварщики. Оттого и тихо в цехах. Но завод работает полным ходом и людей на нем - тысячи.
Без парового котла не может обойтись ни одно предприятие, шахта, тепловая электростанция, железнодорожный и водный транспорт, благоустроенный дом. Котел - это поставщик пара, тепла, энергии. Таганрогский завод изготовлял их и до революции. Но это были котлы “самовары”, производительностью в несколько пудов пара в час.
Теперь на заводе делают котлы высокого давления. Каждый из них приводит в движение турбину мощностью в несколько десятков тысяч киловатт.
Таганрогские котлы знают Москва и Баку, Урал и Украина, Сибирь и Грозный, юг и север нашей страны. Они движут турбины едва ли не всех мощных тепловых электростанций, снискав себе славу безупречных работяг, сберегающих стране миллионы тонн топлива.
После освобождения Таганрога от немецко-фашистских оккупантов завод “Красный котельщик” возобновил работу. Стране были нужны котлы. Без них невозможно строить новые заводы, фабрики и шахты.
Каждый на заводе готов был сверлить, сваривать и склепывать стальные листы, выпускать чудесные изделия из стали, один вид которых вызывал уважение и признательность тысяч людей. Выпускать много, больше, чем до войны, быстрее, чем до войны.
Так думалось котлостроителям. Многие уже видели, как из цехов выходят десятки котлов, точно таких же, как до войны. Но тут они неожиданно услышали:
“Хорошо, завод начал работать. Но жизнь идет вперед. В каком направлении развивать нам дальше производство?”
Вопрос казался котлостроителям странным. Что же им делать еще, если не свои прежние котлы, которые снискали до войны любовь и признание?
Но партийная организация ставила перед коллективом новую, более сложную задачу: надо выпускать более совершенные, чем до войны, котлы, повышать класс работы завода.
“Мы должны не просто достигнуть довоенной мощности по выпуску котлов, - говорил тогда на партбюро секретарь т. Швецов. - Этого уже завтра будет недостаточно. Мы должны смотреть вперед, а не назад. Котел более высокого давления - вот за что надо бороться нам”.
В решении этой задачи партийная организация руководствовалась не случайными мотивами, а глубоким пониманием законов развития социалистической экономики. Она видела, что послевоенная промышленность восстанавливается на более совершенной технической основе, и делала из этого свои практические выводы.
Главный инженер завода коммунист т. Шамраевский вспоминает:
“На этом заседании партбюро мы совершенно по-новому увидели то, что, казалось, хорошо знали. Каждому стало ясно: засиживаться на месте нельзя ни на один день. В жизни рождалось новое и неодолимо росло. Турбиностроители Ленинграда разрабатывали проекты более мощных турбин, чем до войны. на месте разрушенных электростанций энергетики возводили турбины в два раза большей мощности, чем было до войны. Угольщики проектировали новый врубовый и угольный агрегат - комбайн. Металлурги искали способы получения листового железа непосредственно из чугуна. Все народное хозяйство шло на подъем, к более высокой культуре производства. Могли ли мы, котлостроители, в таких условиях начинать выпуск тех же котлов, которые выпускали до войны? Конечно, нет. Коммунисты и инженеры не имели права идти старой, проторенной дорогой. У них оставался один путь: совершенствовать технологию, смело дерзать. И партбюро одобрило производство котлов высоких параметров, таких, каких не выпускали до войны, решило спроектировать их своими силами”.
Это новое, рождаемое жизнью, нашло горячую поддержку у всей парторганизации.
И вот закипела, забила ключом работа. Новый котел, новые горизонты, необъятное поле для творческой деятельности! Что еще надо технику и коммунисту? Мечта становилась действительностью, входила в жизнь, как самое желанное и дорогое.
Партийная организация успешно решила коренной вопрос жизни завода, потому что смотрела в будущее, видела завтрашний день нашей родины.
Конечно, котлостроители могли строить и довоенные котлы, за это им сказали бы спасибо. Но это был старый путь, а жизнь стремительно шла вперед, выдвигала перед котлостроителями сложные задачи. Неясного тут было больше, чем ясного. Новый котел - это не просто видоизменение продукции. Это - новая технология, новые режимы работы агрегатов и станков, новая культура труда тысяч людей.
Главный инженер завода рассказывает:
“Самым трудным для нас было соединение листов барабана. Склепывать листы толщиной в девяносто миллиметров казалось немыслимым. Для этого требовалось целая армия котельщиков - “глухарей”, профессия, которая уже кончила свое существование. Сваривать листы по-старому, водяным газом, как сваривали мы до войны, тоже было невозможно. Водяным газом можно сваривать углеродистую сталь, а котлы высокого давления делались из высоколегированных сталей. Как же быть? Конечно, можно применить электросварку. Но сколько бы потребовалось в таком случае самых опытных электросварщиков, имеющих стаж работы не менее десятка лет? Выход был найден начальником сварочного бюро коммунистом Давыденко. Он предложил взять за основу метод академика Патона. Вместе с группой инженеров он разработал новую технологию сварки - автоматической и полуавтоматической. В это дело включилась и парторганизация цеха сварных барабанов, коммунисты и тт. Похожинцев, Зиженко и другие. Так, коллективно, была разрешена казавшаяся неразрешимой задача”.
Сейчас в цехе можно видеть автомат, стоящий на раме - роликовой дороге. На раме все время движется барабан котла, а над местом соединения швов потрескивают контакты-электроды, осыпаемые песком-флюсом. Так скрытые от глаза вольтовой дугой, свариваются листы стали. Если нужно повернуть барабан, он поворачивается автоматически и “подставляет” электроды следующий шов. Сварка получается добротная, пластичная, а делает её всего один человек - художник своего дела, техник, комсомолец Донцов.
Коммунисты завода гордятся и полуавтоматической сваркой, которую внедряли они, борясь за технический прогресс.
Проблема сварки легированного металла больших толщин ныне полностью решена заводскими работниками. А ведь она должна была являться предметом работы научно-исследовательского института. Но коммунисты-котлостроители не ждали, когда им преподнесут готовое, сами искали ответа на трудные задачи, выдвигаемые жизнью, и их дерзания увенчались успехом.
Уметь предвидеть - это значит сочетать текущую работу с перспективными, коренными вопросами развития производства. Коммунисты “Красного котельщика” не ограничиваются разговорами о техническом прогрессе, они ежедневно борются за технический прогресс, ставят перед собой смелые проблемы и не боятся риска в их разрешении.
Каждому на заводе было известно, что температура пара в котле равна 510 градусам. При работе котла трубки его вечером светятся, как накаленное железо. Задержись здесь вода на какую-то долю минуты или появись пузырьки, — трубки растают, как воск на огне, котел выйдет из строя. Чтобы этого не случилось, надо было найти более совершенный способ отделения пара от воды. И коммунисты завода нашли этот способ.
Тут стоит вспомнить, что американские инженеры, построившие почти аналогичный
котел в США, не справились с решением задачи, не смогли «заставить» котел работать и вынуждены были снизить давление пара.
В чем секрет успеха наших котлостроителей? В том, что они решают производственные задачи не каждый сам по себе, а коллективно, постоянно чувствуют “локоть” товарища. Творческое содружество инженеров, рабочих, научно-исследовательских институтов, коллективные поиски, смелое претворение мечты в действительность, дерзание — вот что обеспечивает им успех в работе. Казалось бы, чего им еще надо? Самый совершенный теплотехнический агрегат освоен. Все,что связано с ним, идет хорошо. Выпускай этих котлов побольше, гордись плодами своего труда. Но нет, котлостроители уже снова мечтают о совершенном котле сверхвысоких параметров. И научно-исследовательские институты мечтают о том же, и энергетики, и Академия наук СССР. И все они вместе ищут новые решения значительных и интересных проблем, выдвигаемых требованиями жизни, ее завтрашним днем. Новое здесь рождается рядом со старым, которое вчера тоже было новым, но завтра не может удовлетворить народное хозяйство.
Под электросварочным автоматом в одном из цехов мы видели огромное кольцо, сделанное из легированной стали, толщиной в 120 миллиметров.
Технологи и конструкторы ищут наилучших режимов обработки стали будущего котла сверхвысоких параметров.
Опять новое! Сегодня они делают котлы, которые под силу далеко не каждому котлостроительному заводу, но уже думают о том, что скоро станут делать котлы лучше, чем сегодня.
До революции здесь производили котлы-”самовары”. Сегодня научились делать котлы с температурой перегрева пара в 510 градусов, завтра думают делать котлы с температурой перегрева пара в 565 градусов. Думают коммунисты, думают беспартийные, весь коллектив завода. Это - их жизнь. Они видят завтрашний день наших электростанций, заводов, промыслов, бесчисленных предприятий, всего народного хозяйства и хотят, чтобы этот день наступил поскорее. Сегодня они мечтают, угадывая потребности завтрашнего дня, а завтра они же превращают мечту в живую жизнь.
Такова природа советских людей. Они спорят, доказывают превосходство нового, решают в партийной организации. Там они сходятся на одном и уже после не дадут застопориться делу!
“Как-то в партбюро у нас разгорелся спор, - рассказывает теперешний секретарь парторганизации т. Шибаев. - Одни говорили, что мы призваны делать котлы высоких параметров и нам нельзя размениваться на “мелочи”. Другие утверждали, что мы должны помочь народному хозяйству котлами низкого давления, в них народное хозяйство нуждается не менее, чем в мощных котлах. Партийная организация обсудила предложение коммунистов, посмотрела на дело с точки зрения интересов государства и решила: наряду с мощными делать и котлы малых параметров. Наше предложение затем приняло министерство. Теперь мы выпускаем и эти котлы”.
Никто таганрогских котлостроителей не обязывал делать это. Но они знали, что такие котлы нужны народному хозяйству, подумали, подсчитали и решили: делать!
...Мы идем по заводу, как по саду. В небе сверкает яркое солнце, на раскидистых деревьях щебечут птицы. В стороне, на тенистых аллеях, стоят парни и девушки, вышедшие погулять в обеденный час, и заразительно смеются. До революции молодые люди приходили сюда в расцвете сил, с годами глохли от грохота. Они не слышали гомона птиц и человеческого голоса, - не слышали жизни. Проклятая работа-каторга делала из них стариков с молодых лет, и они не видели, как сияет солнце.
Теперь они сами делают жизнь, полную радостных шумов и счастья. Яркое солнце светит им с утра до вечера, придает им силы, вливает в сердца их вечную молодость. Мы знаем: им все открыто, всему они хозяева, - патриоты, труженики.
Михаил Соколов
Свежие комментарии