На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 658 подписчиков

Свежие комментарии

  • Олег Аникиенко
    Дело в том, что Н.Морозов (этот стойкий солдатик) никогда не был астрологом и не знал астрологии. Статья ваша попсова...Астролог Николай ...
  • Вячeслaв Зотов
    Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй душу грешнаго раба Твоего Григория Федоровича за его бесчинства,злобу и ж...Кровавое усердие ...
  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...

Священные воды и колодцы (окончание)

Когда говорят о существовании священной рыбы, упоминается Лосось Мудрости, живущий в некоторых священных колодцах - неотъемлемая часть волшебных свойств колодца. Например, в уэльсском колодце Нант Перис, что в Лланберис, в конце этого столетия запас «священных рыб» был пополнен. Этот колодец в девятнадцатом столетии был часто посещаем большим количеством тяжело больных людей, которые тревожно наблюдали за движением рыбы: если рыба появлялась в момент, когда набирали воду, то излечение действительно наступало, иначе же вода не имела никакой силы.

В Ирландии тонко замаскированная языческая церемония «платежа Раундов» до сих пор практикуется у священных колодцев. О колодце святого Монакана в Кэрри говорят, что для Раундов это лучший в Мюнстере колодец. Люди уверены, что в колодце живут лосось и угорь, и каждому, кому повезет увидеть их, повезет в Раундах.

Также известно, что по фольклорной традиции колодцы посещались в определенные времена года: они были наиболее популярны в мае или в Середину Лета, в две поворотных точки года, когда врата в Иной Мир были широко открыты. Также в это время люди часто наблюдали в священных колодцах жителей Иного Мира.

Неудивительно, что хранителя Иного Мира часто обнаруживали наблюдающим за священными колодцами Британских Островов. Тем не менее, со времен христианизации колодцы охраняет святой мужского пола, хотя известно, что роль хранителя колодца первоначально выполняла женщина.

Считается, что отношения с Иным Миром осуществлялись с разрешения женщины-духа или богини. В частности, существовало мнение, что Иной Мир расположен под землей, которая для языческой Британии и Ирландии, как и для большинства мировых культур, была существом женского пола. Поэтому колодец рассматривался как вход в лоно земли. Этот концепт иллюстрировался графически наличием шила-на-гиг (sheela-na-gig) возле некоторых колодцев Ирландии. Эта фигура, воплощающая женскую плодовитость, вырезалась на камне, и состояла из разведенных в стороны ног и вагины: так же, как и колодец, это символизировало исток, дарящий жизнь.

Священный колодец как удивительное вторжение духовной или божественной силы в обыденный мир также рассматривался как лелеющая грудь Матери-Земли. Некоторые местные легенды ясно показывают, что вода из колодца была особенной, т.к. она была молочная или сливочная, как если б она действительно прибывала от груди Матери-Земли.

Например, говорят, что из колодца святого Ильтида, что возле Суонси (Уэльс) в магическое время, близкое к Середине Лета, вместо воды течет молоко. Здесь многие присутствующие отмечали, что в то время, как они внимательно и удивленно смотрели на молочный поток, они также видели среди лежащего в разных направлениях гравия какую-то жирную субстанцию, текущую между гравия, подобную собранному с молока вещества, из которого делают сливочное масло.

Заживляющий и восстанавливающий эффект воды из священных колодцев исходит от груди Матери-Земли, поэтому вполне объяснимо, почему духом колодца была женщина. Например в Бас, местное исконное божество Сул дала имя римским горячим родникам – Водам Сулис, в то время как в Карробау разрушенный храм находится у колодца, посвященного Ковентине (романизированное имя другого исконного божества). Исполненная по обету дощечка показывает, как богиня плавает на листе водяной лилии, в то время как рельеф изображает трех ее прислужниц, несущих кубки, из каждого из которых льется вода.

Эти фигуры могли быть «девами колодцев», упомянутыми в одном из средневековых текстов, повествующих о Граале, в которых изложен проницательный рассказ, иллюстрирующий упадок священных колодцев как сакральных центров культуры Британии. История описывает, как путешественникам в Логрес (эзотерическое название «Внутренней Британии») прислуживали девы колодцев. Но злой король изнасиловал одну из них и украл ее золотой кубок, и «впредь никогда не давал деве служить никому из тех, кто мог прибыть туда и просить о продовольствии». В результате колодцы высохли, страна была поражена засухой и превратилась в пустыню, которая могла быть искуплена только нахождением священной Чаши Грааля. Королевство обеднело, земля была настолько суха и бесплодна, что воды не хватало на несколько орешников – потому что были потеряны голоса колодцев и девы, которые были в них.

Что было голосами колодцев? Были ли девы действительно оракулами, выразителями мудрости Иного Мира? История может быть прочитана не только на этом уровне: это также может относиться к древнему статусу жрицы священного колодца и последующему осквернению и предназначению его мужскому духовенству – друидическому или христианскому. В юнгианских терминах это, кажется, относится к разрушительной силе сверхдоминирующего мужского сознания и патриархального принципа логоса, который достиг своего апогея в средневековье.

Другим результатом осквернения колодца, как уже говорилось, был двор Богатого Рыбака, который наполнял землю процветанием и радостью. Его больше не могли найти: другими словами, духовный центр культуры исчез в материалистической культуре, подобной нашей. Путь к нему может быть найден через сны и видения.

Но этот центр не только скрыт, но еще и удален; мы все еще слышим эхо «голосов колодцев» даже в наше время. Многие христианские церкви были построены рядом с языческими священными колодцами, и раннехристианская кельтская церковь использовала их для крещения, пока римская церковь не заменила надписи внутри здания. Множество старых церквей содержит склеп или грот, который ведет к подземному источнику. Такие места – ближе к земле и воде – есть внутренние святыни, глубоко спрятанные священные центры сакральных мест.

В Ирландии паломничества к священным колодцам до сих пор являются важной частью христианского года, и огромное количество их приходится на День Святой Бригиты, древний кельтский праздник Имолаг, который проводится 1 февраля. Многочисленные священные колодцы фактически посвящены этой святой, которая была в свое время кельтской богиней Брайд, которая дала название многим районам (напр. Брайдвелл) на Британских островах. Другое общее название священных колодцев и, впоследствии, районов – Лэдивэлл, поскольку колодцы, однажды посвященные языческим богиням и их жрицам, были повторно посвящены христианской Деве Марии. Возле таких колодцев часто бывают видения Белой Леди – призрачной фигуры, возможно, изгнанного духа колодца или жрицы.

До достаточно позднего времени наибольшее количество следов традиции жриц колодца сохранилось в Корнуолле; в Гульвал Велл летописец 17 века Халс описывает «доверчивых крестьян», которые приходили к колодцам в поисках исцеления и предсказания. О колодце заботилась старая женщина, которая поддерживала местность вокруг колодца в чистоте и опрятности, и передавала силу и благость тех вод, которыми она одаривала, взамен платы. Она делала предсказания незнакомцам и показывала местонахождение потерянных и украденных предметов, включая местный рогатый скот. На много миль окрест она была известна как «жрица колодца» - так в древности называли людей, из которых она была последней в своем роде.

И даже сейчас в некоторых английских деревнях местные колодцы все еще заслуживают чести быть украшенными на ежегодных церемониях. Этот древний ритуал все еще практикуется энтузиастами, и фактически развился в странное ремесло, которым некоторые местные семьи очень гордятся. Чтобы украсить, «одеть» колодец, деревянный остов покрывают глиной, в которую укладывают лепестки цветов, листья, ягоды, мох, перья, семена и шишки – из всего этого формируются картины. Интересно, что в некоторых деревнях служба проводится у колодца, что, в сущности, является современной формой поклонения колодцу.

Благодаря сильному инстинктивному чувству, уважение к священным водам остается в душе современника, даже если оно заставляет случайно бросить монету в «Колодец Желаний» - или привязать тряпку к дереву. Будучи у колодца святого Мэдрона прошлой весной, два неуклюжих посетителя в чужой церкви, мой компаньон и я, порылись в карманах и, наконец, извлекли скомканный носовой платок. Немного смущенные и все же тронутые глубоким чувством правильности действия, каждый из нас молчаливо привязал кусочки платка к веточке боярышника, прежде чем уйти обратно в сгущающийся сумрак.

Картина дня

наверх