![]() | ||
Флиндерс, Басс, Боден, 1795 — 1802 гг. |
Пока Боден совершал свое плавание, — Флиндерс, полный сил и энергии, готовился к продолжению собственных изысканий. В июле 1802 года «Исследователь» в сопровождении брига «Леди Нельсон» направился на север вдоль восточных берегов Новой Голландии.
Флиндерсу предстояло изучить отделяющий материк от Новой Гвинеи, малоизвестный в то время Торресов пролив. Но для того, чтобы попасть в него, следовало преодолеть самое крупное в мире сооружение, созданное живыми организмами — Большой Барьерный риф. Теперь известно, что он состоит почти из 3000 подводных рифов и 350 коралловых островов, простирающихся возле северо-восточных берегов Австралии на 2500 км. Ширина гигантского барьера в южной части достигает 150 км, а общая его площадь составляет почти 345 тыс. км2 (что значительно превышает территорию Великобритании). Но тогда подобных сведений еще не было, необходимые карты отсутствовали. Проход через Большой Барьерный риф представлял немалую сложность, всюду подстерегала опасность сесть на мель или разбиться о скалы. К тому же, как отмечал Флиндерс, отражение белых облаков и рябь скрывали рифы. Для капитана это были дни суровых испытаний. Стремясь поскорее вырваться на простор океана, Флиндерс решил идти, что называется, напролом. Но он скоро пожалел об этом. «За исключением западной стороны, откуда мы идем, нас всюду окружают рифы», — свидетельствует запись в его дневнике. Вскоре у «Леди Нельсон» сломался киль; бриг был лишен возможности продолжать опасное плавание. Флиндерс отправил его назад в Сидней, сам же упорно продвигался на север. Жертвы были не напрасны |
![]() | |
Плавания Флиндерса |
Лишь 20 октября моряки, наконец, увидели чистую воду. Место, где «Исследователь» вышел в открытый океан, сейчас называется проходом Флиндерса.
Чего стоило его найти, красноречиво свидетельствует совет, оставленный позднее Флиндерсом тому капитану, который в будущем решится на плавание в здешних местах: «Если его нервы недостаточно крепки, чтобы продеть нитку в иголку, иначе говоря, провести корабль между рифов, управляя им с верхушки мачты, то я бы настоятельно рекомендовал ему держаться подальше от этой части Нового Южного Уэльса».
Пройдя, наконец, Торресов пролив, Флиндерс осмотрел его и нашел там наиболее безопасный путь. Затем он начал изучать большой залив у северных берегов Новой Голландии, ныне известный, как залив Карпентария.
Наш герой составил первую точную карту этого залива, развеяв легенду о морском рукаве, якобы разделяющем материк на две части. Тем самым, было доказано, что Большой Австралийский залив и залив Карпентария не связаны между собой, и, следовательно, Новая Голландия является единым материком.
Между тем, Флиндерса все больше беспокоило состояние корабля. Он приказал обследовать судно, в результате чего было получено неутешительное заключение. Оказалось, что даже в условиях прекрасной погоды «Исследователь» продержится на воде не более шести месяцев! Поэтому, когда в марте 1803 года погода начала портиться, а определенный кораблю «срок жизни», по всем признакам, стал сокращаться, — Флиндерс после некоторых колебаний принял решение прервать плавание.
Была еще одна причина: плохое состояние здоровья многих членов экипажа, в том числе и самого Флиндерса. Начавшаяся на борту дизентерия забрала несколько человеческих жизней. Впрочем, этого следовало ожидать. Ибо, как отмечал в записках судовой врач, за более чем девятнадцать месяцев после отплытия из Англии экспедиции представилось лишь две возможности пополнить продовольственные запасы и отдохнуть.
Овощей и фруктов — лучших средств против цинги — команда корабля получала очень мало, а мяса и вовсе не могла достать. Кроме того, в течение длительного времени люди подвергались почти непрерывному воздействию страшной, изнуряющей жары и до крайности удушливой атмосферы. Резкая смена погоды и начавшиеся ливни еще больше усугубили состояние здоровья команды. Вот почему к 8 июня, когда «Исследователь» бросил якорь в Сиднее, почти четверть экипажа была потеряна...
Но, с научной точки зрения, принесенные жертвы были не напрасны. Даже прерванная экспедиция дала очень многое. Был тщательно изучен Торресов пролив, а залив Карпентария картографирован столь точно, что карты Флиндерса использовались почти полтора столетия после его плавания. Кроме того, была собрана богатейшая коллекция флоры Новой Голландии. Наконец, впервые в истории человечества корабли обошли пятый континент вокруг!..
Возможно, полученные результаты могли бы удовлетворить самолюбие многих ученых, — но не Мэтью Флиндерса. Несмотря на далеко не лучшее состояние здоровья, он сразу же ставит вопрос о продолжении работ. «Исследователь» в силу изношенности свою службу явно закончил, — надлежало подыскать новый корабль. После тщетных попыток найти его в колонии, Флиндерс принял кардинальное решение: вернуться в Англию и попросить выделить ему новое судно для завершения столь многообещающих работ.
Итак, оставалось только набраться терпения и ждать, плывя в качестве пассажира на одном из трех кораблей, вместе направлявшихся к британским берегам. Казалось бы, ничто не предвещало беды. Но то, что дальше произошло с Флиндерсом, иначе как злым роком и не назовешь...
Чего стоило его найти, красноречиво свидетельствует совет, оставленный позднее Флиндерсом тому капитану, который в будущем решится на плавание в здешних местах: «Если его нервы недостаточно крепки, чтобы продеть нитку в иголку, иначе говоря, провести корабль между рифов, управляя им с верхушки мачты, то я бы настоятельно рекомендовал ему держаться подальше от этой части Нового Южного Уэльса».
Пройдя, наконец, Торресов пролив, Флиндерс осмотрел его и нашел там наиболее безопасный путь. Затем он начал изучать большой залив у северных берегов Новой Голландии, ныне известный, как залив Карпентария.
Наш герой составил первую точную карту этого залива, развеяв легенду о морском рукаве, якобы разделяющем материк на две части. Тем самым, было доказано, что Большой Австралийский залив и залив Карпентария не связаны между собой, и, следовательно, Новая Голландия является единым материком.
Между тем, Флиндерса все больше беспокоило состояние корабля. Он приказал обследовать судно, в результате чего было получено неутешительное заключение. Оказалось, что даже в условиях прекрасной погоды «Исследователь» продержится на воде не более шести месяцев! Поэтому, когда в марте 1803 года погода начала портиться, а определенный кораблю «срок жизни», по всем признакам, стал сокращаться, — Флиндерс после некоторых колебаний принял решение прервать плавание.
Была еще одна причина: плохое состояние здоровья многих членов экипажа, в том числе и самого Флиндерса. Начавшаяся на борту дизентерия забрала несколько человеческих жизней. Впрочем, этого следовало ожидать. Ибо, как отмечал в записках судовой врач, за более чем девятнадцать месяцев после отплытия из Англии экспедиции представилось лишь две возможности пополнить продовольственные запасы и отдохнуть.
Овощей и фруктов — лучших средств против цинги — команда корабля получала очень мало, а мяса и вовсе не могла достать. Кроме того, в течение длительного времени люди подвергались почти непрерывному воздействию страшной, изнуряющей жары и до крайности удушливой атмосферы. Резкая смена погоды и начавшиеся ливни еще больше усугубили состояние здоровья команды. Вот почему к 8 июня, когда «Исследователь» бросил якорь в Сиднее, почти четверть экипажа была потеряна...
Но, с научной точки зрения, принесенные жертвы были не напрасны. Даже прерванная экспедиция дала очень многое. Был тщательно изучен Торресов пролив, а залив Карпентария картографирован столь точно, что карты Флиндерса использовались почти полтора столетия после его плавания. Кроме того, была собрана богатейшая коллекция флоры Новой Голландии. Наконец, впервые в истории человечества корабли обошли пятый континент вокруг!..
Возможно, полученные результаты могли бы удовлетворить самолюбие многих ученых, — но не Мэтью Флиндерса. Несмотря на далеко не лучшее состояние здоровья, он сразу же ставит вопрос о продолжении работ. «Исследователь» в силу изношенности свою службу явно закончил, — надлежало подыскать новый корабль. После тщетных попыток найти его в колонии, Флиндерс принял кардинальное решение: вернуться в Англию и попросить выделить ему новое судно для завершения столь многообещающих работ.
Итак, оставалось только набраться терпения и ждать, плывя в качестве пассажира на одном из трех кораблей, вместе направлявшихся к британским берегам. Казалось бы, ничто не предвещало беды. Но то, что дальше произошло с Флиндерсом, иначе как злым роком и не назовешь...
Свежие комментарии