6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение 1. Альтернативноисториковедческое
Из всего сказанного выше можно сделать три несложных вывода.
1. Показания Д. С. Токарева, на которых построен весь альтернативноисторический миф о Медном, есть полная фантастика. Не я первым это заметил, это уже писали Мухин, Швед, Стрыгин, Михайлов и множество других честных людей.
2. Захоронения в Медном проводились в воронках от бомб. Только слепой может этого не видеть.
3. В Медном элементарно не обнаружилось требуемых альтернативной историей шести с лишним тысячи захороненных. Их там в три раза меньше.
Каждый из этих выводов по отдельности начисто разрушает миф о том, что в Калинине расстреляли, а в Медном захоронили шесть тысяч польских военнопленных, а все вместе они с трехсотпроцентной убедительностью говорят, что Мемориал в Медном – такой же липовый, как и многие другие "мемориалы жертв сталинских репрессий" в разных городах и весях нашей необъятной Родины.
Я не делал тут никаких открытий, вся использованная мной информация совершенно несекретна и вполне доступна всем желающим. Каждый для себя сам решит, как ее использовать или не использовать, или делать вид, что этой информации не существует.
Я не имею иллюзий, что этот текст заставит кого-то изменить свое мнение, или, тем более, закрыть фиктивный Мемориальный комплекс "Медное". Подонки из Музея политической истории России будут по-прежнему продолжать свои бесовские пляски на костях погибших красноармейцев, это соответствует требованию вертикали о десталинизации, и потому они будут себя и дальше прекрасно чувствовать. Будут маршировать вперед под ветхими знаменами антисталинизма, на основе пустых фантазий, подкрепляемых многочисленными схоластическими научными сочинениями, в отсутствие не только исторической, но и самой обычной логики.
Все наши президенты, начиная с Горбачева, ритуально признают фиктивную вину России в Катынском расстреле, так и будет продолжаться, по крайней мере, в обозримом будущем. В Польше Катынь вообще стала чуть ли не национальной идеей. Я искренне надеюсь, что Путин с Медведевым знают правду, и поддакивают полякам только в дипломатических целях. Хуже будет, если они искренне полагают, что поляков в Катыни расстреляли наши, это означало бы, что президентами России можно без большого труда манипулировать.
Как трещала броня, и дела были плохи,
Небо в дыры хлестало как газ;
И глубинные бомбы бездарной эпохи
Разрывались все ближе от нас.
Заключение 2. Личное
Во всей этой истории столь примитивной фальсификации есть один, на первый взгляд, туманный аспект – отчего Д. С. Токарев пошел на соучастие в преступлении, отчего он поддержал версию заговорщиков, отлично зная, что она лжива?
Некоторые комментаторы полагают, что Токарева запугали и заставили, некоторые полагают, что Токарев впал в шизофрению на почве старческого маразма, и сам не понимал, что несет. С этими мнениями сложно согласиться. Если бы Токарева запугали, то он изложил бы гладкую и продиктованную ему заранее версию без всяких хитростей, не говоря уж о том, что запугать человека, который служил пограничником в Туркестане и возглавлял НКВД фронтовой области – задача сама по себе нетривиальная. Следователю Яблокову такая задача была бы точно не по силам. Отменный ум и хитрость, продемонстрированные Токаревым во время допроса, явно показывают, что старческим слабоумием он не страдал.
Для понимания позиции Токарева уместно вспомнить, в какое время сам допрос происходил – это был март 1991 года. Уже заканчивалась "перестройка", зато начинались те процессы, которые вскоре привели к распаду СССР, "шоковой терапии" и всем прочим известным изменениям в жизни страны. В средствах массовой информации безраздельно господствовала тема "разоблачения сталинских репрессий". Токарев видел разрушение многого из того, чему он честно служил, он знал, какие потоки лжи и грязи выливаются на силовые структуры сталинской эпохи, фактически грязью поливали его самого и его друзей и коллег.
В такой ситуации Токарева не надо было запугивать. Надо было просто дать ему понять, что ложь и клевета пойдут во вред не стране, а существующему в то время режиму, режиму, враждебному стране. Именно в таком ключе должен был построить свою беседу с Токаревым любой мало-мальски вменяемый куратор, представитель не чуждой Токареву организации.
В таком случае Токарев оценивал свое участие в формировании альтернативной истории не как ложь, а как дезинформацию. Дезинформация противника является нормальным элементом работы любой спецслужбы, и в таком качестве была несомненно хорошо знакома бывалому чекисту. Если он воспринимал режим как врага страны, а следователя Яблокова – как представителя вражеского режима, то, с точки зрения самого Д. С. Токарева, дезинформация была полезна стране.
Кроме того, он не мог не понимать, что на нем свет клином не сошелся. Если Д. С. Токарев откажется принимать участие в операции по дезинформации, то кураторам никакого труда не составит найти другой канал поставки дезы Яблокову. Причем этот другой канал может заготовить более правдоподобную версию. И Токарев весьма здраво рассудил, что лучше он сам выполнит эту часть работы. Но Токарев искусно вплел в свой рассказ столько очевидных несуразностей, что любому человеку, который внимательно прочитает протокол его допроса, станет совершенно ясно, что никаких поляков в Калинине никогда не расстреливали.
Трудно сказать, входило ли последнее намерение в замысел кураторов. Вряд ли, поскольку протокол допроса Токарева на русском языке за двадцать лет так до сих пор и не опубликован, то есть можно полагать, что он неприятно кураторов изумил, но дело было уже сделано. Существующий в интернете текст является лишь обратным переводом с польского. Никто из альтернативщиков, понаписав много томов домыслов и фантазий, так и не решился опубликовать столь интересный документ. Они предпочитают на него ссылаться, цитируя фрагментарно и с искажениями смысла, и уверяют, что "Токарев открыл правду", но места для обнародования столь важного документа не нашли за двадцать лет ни в одной из бесчисленного количества публикаций. Понятно почему.
Здесь можно привести еще один интересный фрагмент из текста допроса. Токарев сказал, в подтверждение своего личного неучастия в расстреле (в рамках альтернативной истории, естественно), что его не наградили месячным окладом за выполнение этой операции.
"В финансовом отделе, а также в архивах финансового отдела найдете, наверно, список награжденных премией в размере месячной заработной платы за участие в этой операции. Моей фамилии, наверное, там не будет. Я был счастлив от того, что не получил сребреников..."
Хитрец Токарев умолчал о том, что как раз тогда, в апреле 1940 года, он получил не пустяковое поощрение в размере месячного оклада, а целый орден "Знак почета" (26 апреля 1940 года), и понятно, что включать в список людей, представленных на поощрение премией, человека, уже включенного в список представленных к награждению орденом, никто не будет. Это было бы и нелепо, и даже несколько оскорбительно. Так что отсутствие фамилии Токарева в том списке вовсе ни о чем не говорит. Здесь мы видим один из множества примеров его лукавого обмана следователя.
Но любопытнее другое. Откуда тут вдруг взялось слово "сребреники"? Словом "сребреники" называют только деньги, уплаченные за предательство, а никто, из поощренных месячным окладом в том списке, никаких предательств не совершал. Вполне вероятно, в этот момент он подумал о чем-то другом (оговорка по Фрейду). Например, о том, что ему предложили некую премию за качественное исполнение этого допроса Яковлева, и он отказался. В таком случае получение денег за двойную дезинформацию вполне можно было бы считать платой за предательство. Чекист Токарев никого не предавал, пенсионер Токарев предательских денег не взял, и потому был счастлив.
Нельзя не учитывать и психологический фактор. Токарев, как уже говорилось, был отправлен на пенсию очень рано, и много лет провел в бездействии. Когда ему предложили принять участие в дезинформации государственного уровня, он, несомненно, был рад тому, что оказался еще нужен, что может применить свои знания и умения на благо Родины. И потому не отказался, и потому выполнил выпавшую на его долю роль блистательно. Туркестанский пограничник и сталинский чекист вышел на последний в его жизни бой.
Не печалься, мой друг. Мы погибли, быть может напрасно,
Отказавшись мельчить и играть с пустотой в "что почем".
Но я помню вершину холма, ветку вишни в руке,
И в лучах заходящего солнца тень от хрупкой фигурки с мечом.
Мы погибли, мой друг. Я клянусь, это было прекрасно.
Рис. 11. Дмитрий Степанович Токарев. 1902-1993.
Заключение 3. Философское
Это эссе не будет завершенным, если не найти ответа еще на один вопрос – а зачем надо было кураторам Токарева посылать его на это последнее задание? Зачем Комитету государственной безопасности вообще надо было способствовать Яблокову в его глупом расследовании? Зачем надо было соучаствовать в создании альтернативной истории, поддерживать бессмысленные обвинения в том, что СССР якобы расстрелял в Калинине шесть с лишним тысяч польских полицейских и тюремщиков?
Ответ на этот вопрос, как представляется, может иметь два уровня.
Первый уровень – чисто прагматический. КГБ неподдельно старается скрыть захоронения жертв ежовских репрессий. О причинах такого желания меня не спрашивайте. Но это наблюдаемый факт. Старательное желание КГБ (ФСБ) скрыть могилы жертв репрессий лежит на поверхности.
Тема жертв репрессий была очень актуальна в конце восьмидесятых - начале девяностых годов прошлого века. Множество энтузиастов разыскивало таинственные могилы. Их поиски имели переменный успех.
Наибольшим успехом таких поисковиков стали, кажется, московские Бутовский полигон и Коммунарка. Там действительно, судя по опубликованным данным, были найдены останки жертв репрессий, устроены мемориалы и все такое прочее. Второй категорией в этом перечне стали места массовых захоронений жертв немецкой агрессии, выдаваемые за места захоронений жертв репрессий – к этой группе можно отнести Катынь под Смоленском, Дубовку под Воронежем или Куропаты под Минском. Третьей, самой смешной, категорией, стали вообще пустые места, выдаваемые за места захоронений жертв массовых репрессий – это, например, Левашово под Петербургом, и Золотая гора под Челябинском. Большая часть липовых мест захоронений "жертв репрессий", если не все, создавалась при полном содействии КГБ. Отсюда можно сделать несложный вывод – в какой-то момент в руководстве КГБ (в конце 1980-х годов) было принято решение о создании ложных мест захоронений "жертв репрессий".
На прагматическом уровне причиной такого решения может быть просто старание скрыть реальные мест массовых захоронений жертв ежовских репрессий. К примеру, только в Ленинграде было расстреляно сорок с лишним тысяч человек, и для их захоронения несомненно требовалось создание специальных кладбищ. Общественности кинули в качестве такого кладбища пустое место в Левашово, и проблема была решена. Настоящие кладбища никто давно уже не ищет.
Если смотреть на это дело без розовых очков, то дело обстоит просто. У репрессивных органов есть принцип - не выдавать могилы казненных. Отчасти это оправданно, по крайней мере в сфере уголовных преступлений - неправильно ведь будет, если, к примеру, на могилу Чикатилы будут его родственники приезжать и поправлять оградку и цветочки класть - хотя родственников, делающих так, я бы не осудил. Но здесь присутствует и какой-то принципиальный вопрос. КГБ решил, что нельзя выдавать могилы - и этому принципу, по мере возможности (не везде удалось) следует. Понятия морали, мне кажется, здесь не применимы. Просто главенствует общий принцип, расширенный и даже на невинных. Могилы жертв репрессий неизбежно должны быть братскими, где перемешаны виновные и невинные, поскольку расстрелянных было очень много. С нашей точки зрения обнаружение этих могил – человеческий долг, с их точки зрения сокрытие могил – тоже долг. Служебный долг.
Но есть, возможно, и вторая причина, второй аспект проблемы. В конце восьмидесятых годов прошлого века, когда рушился СССР, некий умный мозг в руководстве КГБ мог решить, что кризис и смутное время – период временный. Россия и не такое переживала в прошлом. А для возрождения будущей России, после смуты, нужна будет идеология. В качестве такой идеологии, объединяющей всех и мобилизующей все ресурсы, ничего, помимо сталинизма, предложить нельзя. Просто нечего иного предложить.
Значит, на время смутного периода, нужно сохранить идеологию. Как ее можно сохранить? Прежде всего, необходимо пиарить Сталина всеми возможными способами. Для этой цели годятся дураки-либерасты, и они надежды оправдали – до сих пор, двадцать лет уже после перестройки и почти шестьдесят лет спустя после смерти самого Сталина воем воют во всех СМИ – "дотянулся проклятый Сталин". Чтобы люди помнили Сталина, надо просто чтобы они его не забывали – и эту задачу либерастические СМИ выполняют отменно. Как гласит один из основных принципов пиара, любое упоминание, даже негативное, много лучше умолчания.
Но для создания именно культа Сталина, культа в настоящем смысле, культа как религии, одной информационной составляющей мало. Требуются еще материальные объекты, культовые объекты, места, где бы поклонники культа Сталина собирались и ему поклонялись.
Вот в качестве таких культовых мест поклонения великому богу Сталину и выступают места захоронений жертв репрессий. Места ложные в большинстве своем, но для религии это обстоятельство неважно. Здесь правит бал не разум, а вера, чистейшая незамутненная вера. Люди, приходящие на места захоронений жертв репрессий, фактически, даже сами того не осознавая, поклоняются великому и ужасному богу Сталину, который был всемогущим, который одним мановением руки отправлял на смерть или миловал миллионы человек.
Наверно, люди, приходящие на такие места захоронений жертв репрессий, удивятся моей трактовке. Они скажут: "Мы почитаем жертв, а не бога". Но – жертв кого? Этого самого человека Сталина, которого вы почитаете богом. Богом, потому что вы верите (верить – здесь ключевое слово), что он безраздельно распоряжался судьбами смертных. Да, в вашей вере это был не добрый бог, но разве бог обязан быть добрым?
Потому создание множества ложных и пустых мест "захоронений жертв сталинских репрессий" хочется считать осознанной акцией, рассчитанной на будущее. Если какая-то светлая голова в руководстве КГБ озаботилась будущими судьбами России, то ничего лучше создания капищ великого и ужасного бога Сталина под видом мемориалов жертв его репрессий придумать было нельзя. #Медное есть всего лишь одно из множества таких бутафорских мест захоронений жертв бога Сталина.
А если даже это и не замышлялось изначально, то так оно по жизни получилось.
Но для тех, кто придет в мир, охваченный мглою,
Наша повесть послужит ключом.
Ибо древнее солнце, солнце героев,
Нас коснулось прощальным лучом.
ИСТОЧНИКИ
1. Абаринов, В. Катынский лабиринт. - М.: Новости, 1991, http://katyn.codis.ru/abarinov.htm
2. Андерс, В. Без последней главы / Пер. с пол. Т. Уманской ; послесл. Н. Лебедевой // Иностранная литература. - 1990. - № 11. - С. 231-255 ; № 12. - С. 219-250, http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/auth_book.xtmpl?id=83930&aid=956.
3. Басаев, А. (начальник подразделения Главного управления ФСК по Тверской области). Память о безвинно казненных нужна всем // Книга памяти жертв политических репрессий в Калининской области. Мартиролог 1937-1939. – Тверь: Альба, 2000. - I т. – 704 с. – С. 599 – 603.
4. Викимапия. Комментарии к месту "Российско-польский мемориальный комплекс "Медное", http://wikimapia.org/#lat=56.9340645&lon=35.4361439&z=14&l=1&m=b&show=/11678150/ru/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BC%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81-%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5
5. Википедия. Медное, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5
6. Википедия. Оружие, использованное в катынском расстреле, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%B5,_%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B2_%D0%9A%D0%B0%D1%82%D1%8B%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B5
7. Википедия. Финляндская Демократическая Республика, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%94%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0
8. Военно-санитарный справочник. – М.: Медгиз, 1941. Третье исправленное издание. Подписан в печать 18/IХ/1941. Стр.256 "Очистка полей сражения".
9. Газета "Пролетарская правда" от 2 апреля 1940 года, обнаруженная при одном из извлеченных трупов, http://farm1.static.flickr.com/150/416287388_1dc15a247a_o.jpg
10. Допрос Д. С. Токарева, http://katynbooks.narod.ru/polish/tokarev_ru_pl.html
11. Заключение УФСК и Прокуратуры Тверской области от 9 февраля 1995 года // От ЧК до ФСБ. - Тверь, 1998. С. 346-349.
12. Каганович, Л. М. О Катынском деле, http://katyn.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=936
13. Кантор, Ю. "Ни оперативного интереса, ни исторической ценности" // Время новостей. - 2007. - 04.10, http://www.vremya.ru/2007/181/13/188466.html
14. Катынь. Март 1940 г. - сентябрь 2000 г. Расстрел. Судьбы живых. Эхо Катыни. Документы. – М.: Весь мир, 2000.
15. Косинова, Т. В тени Катыни, http://www.polit.ru/analytics/2008/03/06/mednoe.html. - 2008. - 06 марта.
16. Краснознамённый Восточный Пограничный Округ, http://www.tergiran.narod.ru/vvt/history.htm
17. Лебедева, Н. С. Катынское преступление // Белые пятна - черные пятна: Сложные проблемы в российско-польских отношениях / Под общ. ред. А. В. Торкунова, А. Д. Ротфельда - М.: "Аспект Пресс", 2010.
18. Лоек, Б. Катынский музей в Варшаве / Б. Лоек, С. Микке, З. Савицкий, Я. Тшандель. – Варшава, Польский Катынский фонд, 2001. С. 47.
19. Мангазеев И. Стражи польских могил // Новая газета. – Тверь. - № 140. - 1994. – 13 сентября. – С. 1.
20. Мангазеев, И., Тверь. Личный архив.
21. Медное. Государственный музей политической истории России, http://www.polithistory.ru/mednoe
22. Мемориальный комплекс "Медное", http://mk-mednoe.ru/
23. Мемориальный комплекс "Медное". Научная деятельность, http://mk-mednoe.ru/index.php?flag=6
24. Мемориальный комплекс "Медное". Экспозиция музея, http://mk-mednoe.ru/index.php?flag=2
25. Мухин, Ю. И. Антироссийская подлость. – М.: Форум, Крымский мост-9Д, 2003. - 768 с.
26. Мухин, Ю. И. Катынский детектив. – М.: Светотон, 1995.
27. Петров, Н. В. Кто руководил НКВД. 1934–1941. Справочник / Н. В. Петров, К. В. Скворин. - М.: Мемориал, 1999. http://www.memo.ru/history/nkvd/kto/index.htm)
28. Пешковский, З. ...И увидел ямы смерти.
29. 55 фотографий с раскопок в Медном в 1991 году, http://community.livejournal.com/ru_katyn/tag/link-mednoe-photos
30. Соболев, И. В. // Тверской Мемориал. – 1990. – май. Статья в пересказе А. Яблокова, http://katynbooks.narod.ru/polish/tokarev_ru_pl.html
31. Тематико-экспозиционый план второго зала экспозиции
Мемориального комплекса "Медное",2009. Из личного архива И. Мангазеева.
32. Фото сайта "ВВС России", http://www.airforce.ru/history/discussion/kovalev2/appendix_4.htm
33. Чупров, И. М. Авиация в охране границ, http://www.bellabs.ru/Fotab/Biblioteka/APV_book_01A.html
34. Шарков, Ю. Генерал от НКВД // Караван+Я, Тверь, http://www.karavan.tver.ru/html/n288/article9.htm
35. Швед, В. Н. Тайна Катыни. - М.: Алгоритм, 2007. - 544 с.
36. Экскаваторы "Комсомолец", http://www.techstory.ru/exco_one/exco_komsomolec.htm
37. Frank Fox. God's Eye: Aerial Photography and the Katyn Forest Massacre. - West Chester University Press, 1999.
38. Krzysztof Persak. Ekshumacje katyńskie. Prace archeologiczno-ekshumacyjne w Charkowie, Katyniu i Miednoje w latach 1991–1996 i ich wyniki // Biuletyn Instytutu pamięci narodowej. - NR 4 (111). - kwiecień 2010, С. 32-51, ttp://www.ipn.gov.pl/download.php?s=1&id=24725)
39. Есть на Ю-тубе.
Свежие комментарии