На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 687 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...
  • Олег Зайчиков
    Юрий Васильевич Сергеев рассказывает этот факт от участников тех боёв .,ветеранов и их потомков ......Отец и сын против...
  • Олег Зайчиков
    https://youtu.be/H2bWHvsVJ9k?si=nYbJUVveK2vqoMPu&t=4Отец и сын против...

Приближая Победу: вместо стали – зажигалки для Гитлера

Роман КАТЕРИНЧУК

Накануне начала Великой Отечественной войны мариупольский металлургический завод имени Ильича был одним из самых крупных металлургических комбинатов Советского Союза. За годы советской власти вокруг завода вырос целый район, который в то время носил название Заводской, в котором проживали 78 тысяч мариупольцев. Завод и район росли вместе с городом, строились новые цеха и школы, больницы, дома…

Жизнь комбината, города и всей страны изменилась 22 июня 1941 года.

Уже на следующий день завод перешёл на выпуск брони и стали для танков вместо производимой ранее автотракторной стали. На завод стали поступать оборонные заказы, которые необходимо было выполнять в срочном порядке. В то же время тысячи ильичёвцев уходили на фронт. Неизвестно, как справился бы завод, если бы на их место не встали жёны и дети – история комбината хранит сотни имён, ставших династиями. В это тяжёлое время – лето 1941 года, когда опытные рабочие уходили на фронт, а их место занимали впервые вставшие к станкам женщины и подростки, план выполнялся не на 100%, а на 200% и даже 400%. В это трудно сегодня поверить, это сложно объяснить, но это – исторический факт.

Однако летом 41-го стало понятно, что врага не остановить, и он может прийти в Мариуполь. В июле 1941 года Государственный комитет обороны СССР принял решение об эвакуации мариупольских комбинатов – им. Ильича и «Азовстали».

15 июля начался демонтаж броневого стана комбината им. Ильича, который вывезли в Магнитогорск в конце июля. А уже в середине августа 1941 года на Магнитогорском металлургическом комбинате броневой стан «4500» установили на заранее подготовленный фундамент, чертежи которого были переданы в Магнитогорск в конце июля. (Напомним, чертежи были переданы в отсутствие интернета или факса, им требовалось проехать полстраны в военное время). Одновременно устанавливали вспомогательное оборудование – из Мариуполя вывезли все уникальные металлорежущие станки, кислородные установки, термическое оборудование – всё, что только можно было вывезти.

15 октября 1941 года, ровно через неделю после того, как в Мариуполь пришли фашисты, ильичёвский стан в Магнитогорске начал выпуск бронированной стали.

Не только оборудование отправляли на Урал – в Нижний Тагил вывезли около трёх тысяч самых квалифицированных и опытных рабочих, сталеваров и специалистов вместе с семьями. В Нижнем Тагиле они помогали наладить производство броневой стали и танков Т-34 на «Уралвагонзаводе». Мариупольцы прибыли в Нижний Тагил 18 октября 1941 года, а в феврале 1942-го начался выпуск танков Т-34.

Бригада мариупольцев в Нижнем Тагиле. На танке написано: «Ответ ильичёвцев»

Ещё часть ильичёвцев была направлена в Челябинск на завод «200» для организации изготовления танковых корпусов из магнитогорской брони.

Отправили мариупольских специалистов и в города Барнаул, Сталинград, Свердловск, Серов – везде они должны были помочь перестроить заводы чёрной металлургии и машиностроения на оборонную промышленность. Здесь следует заметить, что большинство ильичёвцев после войны вернулись в родной город и на родной завод.

А в Мариуполь 8 октября 1941 года вошли гитлеровцы – начались долгих 23 месяца оккупации.

За мариупольские металлургические (и не только) заводы немцы начали борьбу ещё задолго до октября 41-го. Борьба шла в Германии между олигархическими группами – они делили промышленность Донбасса за несколько месяцев до того, как туда вошли войска вермахта.

Победили связи – Густав фон Болен, управляющий концерном «Фридрих Крупп» помог своему шефу Альфриду Круппу https://odnarodyna.org/content... получить в Мариуполе всё. Прямо на совещании в Берлине заводам заранее дали новые имена: завод «Азовсталь» стал называться Азовским заводом № 1 фирмы «Фридрих Крупп», а заводы имени Ильича и имени Куйбышева – Азовским заводом № 2.

Фон Болен в Берлине уже мечтал о государственных заказах и о небывалой прибыли за счёт дармовой рабской рабочей силы. Однако реальность оказалась куда хуже: за два года в Мариуполе максимум, что удалось выжать из металлургического комбината, – зажигалки для вермахта.

       Немецкие оккупанты на территории завода им. Куйбышева

В Нижнем Тагиле за четыре месяца наладили выпуск танков, в Магнитогорске за два месяца – выпуск броневой стали. В Мариуполе за 23 месяца смогли получить только металл для авторессор и зажигалки для солдат.

Уже 10 октября 1941 года немцы приказали всем ранее работавшим на металлургических комбинатах выйти на работу. За неявку – расстрел.

18 октября был установлен график работы в две смены – с 6:00 до 18:30 и с 18:30 до 6:00.

Работавшие получали 300 граммов хлеба и по 100 граммов на каждого члена семьи.

Мариупольские металлургические комбинаты начали работать на фашистскую Германию, у которой были грандиозные планы на промышленность всего Донбасса. Так, Гитлер специальным указом установил, что в 1943 году вся металлургия Донбасса обязана дать для Германии 1 миллион тонн металла, а в следующем – 1944 году – 2 миллиона.

Но что-то у немцев в Донбассе пошло не так с самого начала. Нет, конечно, удалось запустить два стана для производства листового железа, которое шло на авторессоры. А в механическом и литейном цехах ремонтировали автомобили. А ещё наладили производство зажигалок для солдат вермахта.

Явно не о том мечтали Густав фон Болен и Альфрид Крупп.

Была, правда, попытка весной 1943 года начать выпускать снаряды, но работы шли необычайно медленно, и немцы ничего не могли с этим поделать – всё время что-то ломалось и выходило из строя, ведь на заводах работали мариупольские подпольщики.

На «Азовстали» только и удалось запустить две доменные печи, которые давали доменный газ для комбината им. Ильича. Правда с печами постоянно что-то происходило, и их приходилось дольше ремонтировать, чем они работали.

Мариупольцы могут гордиться – за 23 месяца оккупации фашистам не удалось в полной мере запустить работу советских металлургических гигантов.

«Наши войска, наступающие вдоль побережья Азовского моря, сломили упорное сопротивление противника и овладели городом и портом Мариуполь…» – сообщалось в оперативной сводке Совинформбюро за 10 сентября 1943 года.

Когда Красная армия вошла в Мариуполь – город горел. Уходя, фашисты взорвали заводы и мосты, и подожгли всё, что можно было поджечь.

На заводе им. Ильича были взорваны все цеха, все печи, все насосные станции, всё энергохозяйство, все очистные сооружения, водопроводные и канализационные сети, мосты через Кальчик и Кальмиус.

             Разрушенная домна завода имени Ильича, сентябрь 1943 года

Задача теперь стояла не просто построить заново, а сначала разобрать руины и только потом перейти к строительству.

Всё, что происходило дальше, можно назвать «хроникой чудес» и понять, как такое могло быть, – сегодня уже невозможно.

10 сентября Мариуполь был освобождён. А 11 сентября в Мариуполь из эвакуации вернулись руководящие работники комбината им. Ильича. 12 сентября начались восстановительные работы, на которые пришли 10 тысяч мариупольцев.

13 сентября заработал отдел рабочего снабжения, а ещё через неделю – 20 сентября – дала первый ток восстановленная турбина. 25 сентября заработали цех водоснабжения и хлебозавод.

А 29 сентября директор завода им. Ильича А.Ф. Гармашев выступил перед активом завода и определил график пуска заводских объектов.

«15 октября заработал первый блок кислородной станции.

10 ноября дала первую плавку стали после восстановления мартеновская печь 5.

25 ноября стала в строй действующих мартеновская печь 1.

28 ноября начали плавить сталь в восстановленной мартеновской печи 2.

10 декабря заработала мартеновская печь 6.

К концу 1943 года было произведено 25 тысяч тонн стали, более тысячи тонн проката, для действующей армии изготовлено 1380 автодеталей, сделан ремонт двадцати танков. В январе 1944 года был пущен прокатный стан № 2, в апреле в цехе № 6 – бронепрокатный стан № 1, в октябре восстановлено производство труб, пущены трубопрокатный и трубосварочный цехи», – цитирует «Старый Мариуполь» книгу Юрия Некрасова «Огненное столетье. 1897 – 1997».

                              Восстановление. Сентябрь 1943 г.

Завод «Азовсталь» не просто пострадал больше – его практически пришлось отстроить заново. На помощь прибыли уральские монтажники, вместе с мариупольцами они провели уникальную в мировой практике операцию – подняли упавшую домну и поставили её на место за 17 суток. А через три года после победы «Азовсталь» смог достичь довоенного уровня по выпуску продукции.

Да, Густав фон Болен был бы очень удивлён…

Заглавное фото. Мариупольцы в Нижнем Тагиле помогли наладить выпуск танков Т-34, источник – книга «Сердце украинской металлургии», Мариуполь – 2017 г.

Остальные фотографии – сайт «Старый Мариуполь».

https://odnarodyna.org/content...

Картина дня

наверх