Ахат Абдулхакович Ахметъянов родился 10 августа 1918 г. в башкирском селе Макарово, в семье крестьянина-середняка. В 1937-м закончил педагогическое училище. Начал работать учителем математики. До призыва в ряды РККА (это случилось в 1938-м) успел стать директором начальной сельской школы. Участник Советско-финской войны.
Вторично был призван в армию за неделю до начала войны, 16 июня 1941 г. В июле принял боевое крещение - в составе 166-го специального стрелкового батальона.После двух ранений, в августе 1942-го попадает на Ораниенбаумский плацдарм Ленинградского фронта, в 260-й полк 168-й стрелковой дивизии. Каждый день выходит на «охоту». Ведёт личную книжку «Счет мести» в которой появляются всё новые и новые записи. Кроме того, Ахметьянов становится инструктором и обучает снайперскому мастерству других солдат. Всего им было подготовлено 200 красноармейцев. Принцип Ахметьянова: «Делай то, что, на взгляд противника, невозможно. Чаще ставь себя на его место. Учись у врага!».
Он, без преувеличения, был легендарным снайпером. Его ценили, с его мнением считались. Об этом говорит хотя бы такой факт: в июле 1943-го к Ахметьянову приезжал сам Василий Алексеевич Дегтярев, конструктор стрелкового оружия, дважды лауреат Сталинской премии, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда. О чём говорили конструктор и солдат, неизвестно. Известно лишь, что Дегтярев подарил тогда Ахметьянову свой портрет, который собственноручно надписал: «На добрую память меткому стрелку Ахату Ахметьянову, уничтожившему 250 немецких фашистов».
Ахат Ахметьянов в 1943 году
Вот как описывала один из его поединков - действительно, весьма незаурядный - газета «Красная Звезда» (№ 305, 26.12.1943 г.)
"Поединок шел второй день. Состязались в выдержке, меткости стрельбы, хитрости два снайпера – наш и немецкий. Фашистский снайпер прятался за броневым щитом. Прикрываясь им, он вел огонь по нашим позициям. Уничтожить его взялся прославленный снайпер старший сержант Ахат Ахметьянов, и вот он второй день охотился за фашистом. Немец, видимо, почувствовал, что имеет дело с опытным стрелком, начал хитрить, на время прекращал огонь, выжидал. В один из таких промежутков Ахметьянов заметил над щитом перископ. Одним выстрелом он разбил его. Но немецкий снайпер остался жив.
Ахметьянов менял огневые позиции, бил бронебойными пулями по щиту – немец оставался неуязвимым. Второй день подходил к концу. Надвигалась ночь. С разрешения командира Ахметьянов пополз за проволочное заграждение. Под щитом немца он зарыл мину и на тупом ее конце прилепил белую бумажку. Утром старший сержант Ахметьянов и ефрейтор Ермаков вышли в засаду. Надо было убедиться, что немец пришел на место. Старший сержант приказал Ермакову поиграть на солнце карманным зеркалом. Немец увидел солнечный блик и, решив, видимо, что это стереотруба, выстрелил. Ахметьянов медленно прицелился в белую бумажку на мине и плавно спустил курок. Раздался взрыв. Немец вместе со щитком взлетел на воздух.
В другой раз Ахметьянов вместе со своим напарником Саучевым взяли в плен немецкого снайпера. Это было так. Рано утром Ахметьянов вместе с Саучевым вышли в снайперскую засаду, выбрав удобную позицию. Они притаились, стали ожидать. Метрах в 400 впереди себя они заметили вспышку от выстрела. Присмотревшись, заметили немецкого снайпера, притаившегося за броневым щитом. Ясно было, пулей его не взять. В голове Ахметьянова родился дерзкий план – взять немецкого снайпера в плен. Он приказал Саучеву незаметно ползти к немцу, а сам выдвинулся вперед. Это было смело и рискованно. Меняя часто огневые позиции, он привлекал огонь вражеского снайпера на себя, а тем временем Саучев подполз к немцу сзади и схватил его. Немецкий снайпер живым был доставлен в часть."
Слава русского оружия.
Александр Георгиевич Пронин (1917—1992) – советский летчик-истребитель.
Свежие комментарии